Минсельхоз РФ: государственная программа развития российского АПК повысит его конкурентоспособность

Минсельхоз РФ: государственная программа развития российского АПК повысит его конкурентоспособность

Новые виды субсидий позволят увеличить объемы производства и привлекут инвестиции в отрасль, заявил директор департамента экономики и анализа Минсельхоза России Анатолий Куценко в интервью изданию «Самарские известия-Регион».

- Анатолий Анатольевич, не так давно – летом 2012 года в России принята программа развития АПК на 2013-2020 годы. Насколько меры поддержки аграриев, заложенные в этом документе, способны «подтянуть» возможности отечественных сельхозпроизводителей к условиям глобальной конкуренции? На какие главные аспекты, если говорить о принципах этой Программы, делается главная ставка?

- Государственная программа разработана на основе анализа текущего состояния АПК и с учетом рисков, связанных с присоединением России к ВТО. Меры по адаптации агропромышленного комплекса к ВТО осуществляются в рамках документов, принятых Правительством Российской Федерации и Минсельхозом России. Ведется работа по внесению изменений в  ряд федеральных законов. В частности, изменения, вносимые в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», определяют понятие «неблагоприятный регион» для ведения сельского хозяйства, в котором выплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям не будут подлежать ограничениям в условиях членства  России в ВТО.

Сегодня наш агропромышленный комплекс стоит на переломном этапе – когда количественные показатели должны переходить в качественные. Еще несколько лет назад наблюдалась картина, когда по отдельным направлениям перерабатывающие мощности были избыточными, за счет старых невостребованных мощностей. Сегодня уже имеются локальные дефициты перерабатывающих мощностей, например,  сахарной свеклы, масличных культур, мясу и сырам. Поэтому приоритет новой Госпрограммы – сохраняя рост производственных показателей, наращивать мощности по переработке пищевой промышленности, развивать логистику и инфраструктуру продовольственных рынков.

В новую Госпрограмму вошли как меры государственной поддержки, доказавшие свою эффективность, так  и новые направления. Вступление России в ВТО и необходимость соблюдения общепринятых правил этой организации, обусловило переход к новым подходам по оказанию мер государственной поддержки. Среди них можно выделить: поддержку доходности отрасли по направлениям животноводства и растениеводства.

- Какие общие параметры российского АПК – его индикаторы вы видите в ближайшие 5-7 лет? Т.е. к чему мы стремимся?

- Наш приоритет - интенсификация сельскохозяйственного производства наряду с развитием и обустройством сельских территорий. Если же говорить об индикаторах, то мы ставим перед собой высокую планку роста. К 2020 году предусмотрен прирост сельскохозяйственного производства на 19,6%. Объемы производства зерна должно быть доведено примерно до 115 млн тонн, мяса – до 14 млн тонн, молока – до 38,2 млн тонн. Важно соблюсти баланс ресурсов производства, а также нарастить экспорт. Так, к примеру, урожай зерна должен не только обеспечить внутренние потребности страны, но и увеличить экспортный потенциал, а также пополнить запасы интервенционного фонда.

Россия также располагает ресурсным потенциалом для того чтобы не только обеспечить потребность населения страны в мясных продуктах за счет собственного производства, но и стать весомым экспортером мяса в мире.

Согласно  Стратегии развития мясного животноводства мы планируем увеличение производства мяса всех видов в убойной массе к 2020 году до 9,7 млн тонн (или на 50% по сравнению с в 2010 годом), в том числе говядины до 1,8 млн тонн (на 17%), свинины до 3,4 млн тонн на 69%, мяса птицы – до 4,2 млн тонн на 55%.

Большое внимание станет уделяться переработке и реализации сельскохозяйственной продукции. Прирост производства пищевых продуктов, включая напитки, за период реализации Государственной программы должен составить 34,8 процента.  В результате значительного роста сельхозпроизводства и производства важнейших видов продовольствия удельный вес отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме их ресурсов к 2020 году составит: зерна – 99,7%, картофеля – 98,7%, масла растительного – 87,7%, сахара, произведенного из сахарной свеклы – 93,2 процента. Достижение параметров Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, которые были учтены при разработке Государственной программы,  будет обеспечено к 2018 году по зерну, сахару, растительному маслу, мясу и мясопродуктам - в пересчете на мясо, картофелю. При пороговом значении удельного веса отечественной продукции по молоку и молокопродуктам в соответствии с Доктриной 90% этот показатель в 2018 году составит 84,3 процента.

- На какие виды финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей со стороны Минсельхоза РФ сделана ставка в этом году? На что лучше всего обратить внимание регионам?

- По оценке специалистов Минсельхоза России, Госпрограмма на данный момент имеет недостаточное ресурсное обеспечение. Мы провели расчеты и оценили потребность в дополнительных средствах на поддержку сельского хозяйства в 2013 году в размере 42 млрд рублей. Мы рассчитываем, что выделение дополнительного финансирования на развитие АПК позволит не только в полном объеме провести посевную кампанию, но и окажет существенную поддержку сельхозпроизводителям – животноводам.

Что касается уже зафиксированных в бюджете цифр, в этом году на поддержку производства в сельском хозяйстве из федерального бюджета будет направлено 137 млрд рублей. Прежде всего, стоит обратить внимание на новые виды субсидирования сельскохозяйственного производства, обеспечивающие повышение эффективности использования бюджетных средств. В частности,  это оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям на 1 га посевной площади сельхозкультур, а также предоставление субсидий на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока не ниже первого сорта. С 2013 года вводятся выплаты сельхозпроизводителям на 1 га посевных площадей в зависимости от интенсивности использования посевных площадей и состояния плодородия почв: от 15,2 млрд руб. в 2013 г. до 37,6 млрд руб. в 2020 г. Установлен показатель, позволяющий более эффективно предоставлять субсидии. Это уровень интенсивности использования посевных площадей в регионе, стимулирующий увеличение посевных площадей с одновременным повышением их продуктивности, в том числе и за счет сохранения и восстановления плодородия почв. То есть размеры ставок субсидий рассчитываются с применением индекса, учитывающего состояние плодородия почв и интенсивности использования посевных площадей. Размер субсидий обратно пропорционален показателю почвенного плодородия, что оказывает корректирующее повышающее влияние на размер субсидий. Утверждена и минимальная ставка субсидии, которая обеспечит минимально гарантированный объем господдержки и равномерное распределение субсидий. Соотношение минимальной и надбавочной частей субсидии – 60% и 40% соответственно. Интенсивность использования посевных площадей определяется от объема производства продукции растениеводства. Нами утверждены коэффициенты перевода всех видов сельхозкультур в зерновые единицы для определения общего объема производства продукции растениеводства в регионе в пересчете на зерновой эквивалент. Значение показателя почвенного плодородия рассчитывается на основании результатов государственного учета показателей состояния плодородия земель сельхозназначения, проводимого агрохимслужбами. Мы понимаем, что это направление недофинансировано. Государственная поддержка в растениеводства в пересчете на 1 га составила в 2012 году более 500 рублей. Сейчас этот показатель ниже 300 рублей. И поэтому уже сейчас Минсельхоз внес предложение в Правительство России о необходимости увеличения ресурсного обеспечения этого направления. С учетом планируемого дополнительного выделения средств в размере  10 млрд рублей этот показатель составит  около 350 рублей, а с региональной составляющей около 500 рублей на 1 га. Также хочу обратить ваше внимание, что не стоит сравнивать меры поддержки на 1  га пашни в России с погектарными субсидиями в Европе. В России помимо погектарной поддержки действует еще целый ряд других мер поддержки. Это и субсидирование кредитов, и поддержка элитного семеноводства, многолетних насаждений и виноградников, и поддержка малых форм хозяйствования и экономически значимых региональных программ.  В общей сложности на развитие растениеводства до 2020 года запланировано 466 млрд рублей. Что касается стимулов для развития молочного производства, то ими должны стать субсидии на 1 кг реализованного товарного молока  Это 9,5-12,5 млрд руб. ежегодно.  Мы также установили дифференцированный подход к субсидированию молока высшего и первого сорта в соотношении 3:1. Из расчетов Минсельхоза, субсидия на 1 литр молока составит 1,2 руб. для молока высшего сорта и 42 коп. для молока первого сорта. Утверждены параметры, подлежащего к субсидированию молока, по содержанию жира не ниже 3,4% и белка не ниже 3% в 2013 году с эволюцией этих параметров к 2016 году до значений 3,8% и 3,2%. Получателями  таких субсидий будут СХП и КФХ. Начиная с 2016 года, обязательным условием получения субсидий станет выполнения требований по выходу телят. Начиная с 76 и до 80 телят в расчете на 100 коров. Это обеспечит воспроизводство молочного стада.  О общий лимит  средств на период 2013-2020 гг. в животноводстве составляет около 87 млрд руб. Госпрограмма не предусматривает  выделение лимитов средств непосредственно переработчикам молока отдельной строкой, но есть поддержка перерабатывающей промышленности, в том числе молочной. Так, в рамках поддержки экономически значимых региональных программ – лимит средств 80,8 млрд руб., и в рамках субсидирования кредитов – лимит средств 253,5 млрд руб. В этом году мы впервые опробуем этот вид поддержки, после чего будет проведена ее оценка в части достижения планируемой результативности и будут внесены предложения по ее корректировке.

Основным инструментом регулирования инвестиционной деятельности в период 2008-2012 годов было субсидирование процентных ставок по инвесткредитам. Высокая ссудная задолженность, с учетом пролонгации, поставили много вопросов по эффективности этой меры поддержки, как стимула для дальнейшего привлечения серьезных инвесторов. Без участия крупного бизнеса сложно будет наращивать производство сельскохозяйственной продукции. На весь период реализации Госпрограммы 2013-2020 сохраняется  субсидирование  части процентной ставки по привлеченным инвестиционным кредитам, особенно по переходящим обязательствам федерального центра. В отдельную строку выделены кредиты по мясному скотоводству. На субсидирование краткосрочных и инвестиционных кредитов, как и в предыдущие годы, приходится почти четверть всего финансирования, при этом расширен перечень бенефициаров за счет включения инвесторов в перерабатывающей отрасли и по развитию оптово-логистических центров. Большинство проектов будет субсидироваться в животноводстве.

С 2015 года запланировано прекращение предоставления льгот по инвестиционным кредитам на строительство, модернизацию птицеводческих комплексов, а с 2017 года свиноводческих комплексов.

Впервые в список получателей субсидируемых инвесткредитов добавлены переработчики сельхозпродукции. Данный вопрос был основным предметом межведомственных споров.

Однако министру сельского хозяйства Николаю Федорову удалось доказать, что поддержка переработки не менее важна в товаропроводящей цепочке «от поля до прилавка».  Мы считаем, что такая мера поддержки перерабатывающей отрасли позволит стабилизировать и даже сократить импорт в ряде продовольственных сегментов, а также увеличит потребление российскими гражданами качественной отечественной продукции. В среднем на эти цели предполагается расходовать 44 млрд руб. ежегодно.

-  Ждете ли вы от регионов конкретных проектов под бюджетное субсидирование в рамках Государственной программы «Развитие АПК на 2013-2020 годы»? Какой порядок рассмотрения таких проектов?

- Регионам необходимо занять более активную позицию в отношении развития сельхозпроизводства и сельских территорий. Успешные примеры активного регионального участия есть – это Белгородская область, Краснодарский край, республики Татарстан, Башкирия и другие. Устойчивое развитие аграрной экономики и сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности напрямую зависит от степени участия губернаторов и глав регионов. Для эффективной реализации Госпрограммы необходимо не только предусмотреть достаточный для софинансирования объем средств в региональных бюджетах, но и активно работать по собственные программам развития АПК, в том числе по развитию и обустройству села. Для этих целей в Госпрограмме существует такая мера, как поддержка региональных экономически значимых программ. И этот механизм поддержки себя уже оправдал. С каждым годом его финансирование будет только расти – до 21,3 млрд рублей к 2020 году. Так в 2012 году на 14 млрд рублей федеральных средств регионы выделили более 20 млрд рублей собственных средств. Инвесторам понятны правила, региональная политика по защите их инвестиций и поддержка финансовыми ресурсами. В рамках этого мероприятия мы также осуществляем поддержку приоритетных направлений, одним из которых является сельская кооперация.
Только скоординированная реализация мероприятий госпрограммы на федеральном и региональном уровнях позволит повысить конкурентоспособность российского сельского хозяйства и обеспечить формирование надлежащего уровня жизни в сельской местности.

- Существуют ли, на ваш взгляд, внутренние – объективные предпосылки роста инвестиций в российский АПК?

- Одним из внутренних факторов роста инвестиций мы считаем расширение внутреннего спроса. И здесь важнейшее направление формирования устойчивого спроса и сбыта отечественной сельхозпродукции и продовольствия – это развитие производства и инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения. Мы рассматриваем социальное питание как эффективный инструмент поддержки АПК, который относится к мерам зеленой корзины и может применяться без ограничений. Он широко применяется зарубежными странами, которые входят в ВТО, в частности США. В Штатах бюджет Минсельхоза и торговли на 73% составляет помощь по программам социального питания, а это 102 миллиарда долларов США. Эта мера поддержки впервые зафиксирована в новой госпрограмме. Речь идет о питании в учреждениях социальной сферы, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, беременных и кормящих женщин. Это 32,5 млн человек при объеме годового потребления порядка 8 млн тонн сельхозпродукции и продовольствия на сумму более 400 млрд рублей. Это фактическая потребность, которая на данный момент существует в нашей стране. Потенциал по нормам здорового питания – 11 млн тонн продовольствия на сумму 640 млрд рублей. Финансирование на поддержку системы социального питания пока не выделено, однако Минсельхоз России работает в этом направлении и уже в ближайшие два года этот вопрос будет решен. Мы считаем, что такая мера поддержки – отличный экономический стимул для отечественных фермеров, который позволит сформировать новую систему производства, переработки, поставок и реализации сельхозпродукции.

- В последнее время много говорят о «плюсах» и «минусах» ВТО для российского АПК. С вашей точки зрения для нашего села членство страны в ВТО – новые перспективы или новые проблемы?

- Присоединение России к Всемирной торговой организации дает дополнительные возможности интеграции аграрного сектора российской экономики в мировую торговлю сельхозпродукцией, что может способствовать дальнейшему экономическому росту российского АПК. К сожалению, снижается таможенно-тарифное регулирование аграрного рынка. Однако Россия может наравне с другими странами-членами ВТО Россия участвовать в формировании международных правил торговли. После присоединения к ВТО страны-члены этой организации предоставляют российским товарам национальный режим доступа на внутренний рынок, т.е. нейтрализуется их необоснованная дискриминация. При этом в качестве недавно присоединившейся к ВТО страны Россия освобождена от обязательств по сокращению поддержки сельского хозяйства и дальнейшей либерализации доступа на рынок сельскохозяйственных товаров. Вместе с тем – гармонизация с международными стандартами после присоединения России к ВТО и интеграция страны в мировую экономику создадут для сельского хозяйства предпосылки к улучшению инвестиционного климата и привлечения стабильных долгосрочных инвестиций.