Недавно
Министерство сельского хозяйства сообщило о снижении цен производителей
на 5%. Казалось бы, не катастрофа – учитывая, что свиноводы длительный
период имели приличную рентабельность. Но в отраслевом союзе бьют
тревогу, заявляют, что уже несут убытки и обещают банкротства самых
современных свиноводческих предприятий.
Чем может обернуться для отрасли дешевая свинина на столах российских потребителей? Не станет ли она слишком дорогим «удовольствием» для аграрной отрасли и тех, кто в ней занят? Вот что ПродMagу рассказал гендиректор Национального союза свиноводов Юрий Ковалев.
ПродMag: Минсельхоз в начале года заявил, что российские производители свинины снизили отпускные цены на 5% из-за увеличения импорта, по сути — из-за ВТО. Насколько сильным был удар по свиноводству в реальности?
Юрий Ковалев: Этот показатель не отражает реальной картины. За последние несколько месяцев в отрасли произошли изменения абсолютно драматического характера.
До четвертого квартала ситуация в отрасли оставалась крайне инвестиционно привлекательной прежде всего потому, что работали механизмы серьезной господдежки по инвесткредитам. Ценовая конъюнктура на зерно и готовую продукцию благодаря разумной таможенно-тарифной политике обеспечивала рентабельность на уровне от 20% до 30% на протяжении 4-5 лет. Это было сильным драйвером для бизнеса, инвесторы вложили порядка 300 млрд руб. В результате с 2005 по 2012 г. общее производство выросло почти на 70%, промпроизводство — более чем в 3 раза.
Значительный рост предполагался в ближайшие несколько лет (порядка 70-80%) для того, чтобы покрывать растущий спрос, снижение производства в личных подсобных хозяйствах и на старых не модернизированных комплексах.
Первые тревожные сигналы появились летом, когда нам стали известны условия вступления в ВТО по свинине. Хотя много говорили о том, что условия для аграриев у нас хорошие, но мы не раз доводили до правительства позицию, что по свинине сделаны чересчур серьезные уступки — в отличие от говядины и птицы. Для них таможенные пошлины внутри квот остались неизменными, а по свинине — обнулены. Вторым ударом стало снижение в 8 раз пошлины на живых свиней на убой. По свинине на нас было оказано самое сильное давление со стороны мировых экспортеров этого вида мяса.
ПродMag: Но причиной проблем свиноводческой отрасли стало не только вступление ВТО?
Юрий Ковалев: Да, вторым сигналом была засуха. К концу года зерно выросло в цене практически в два раза — с 5,5 до 10-11 рублей. В результате себестоимость продукции увеличилась на 25-30% — от 10 до 15 рублей на килограмм. В силу нескольких причин, в том числе и из-за роста импорта, цены наживых свиней упали не на 5%, а на 25-30% к концу года, фактически — на 25 рублей. Данные Росстата показывают среднее по стране, включая, например, Дальний Восток, а у нас почти все производство сосредоточено в Европейской части страны. К концу года рентабельность упала до 0%, а сейчас уже вышла в отрицательную зону — до -15% в среднем по отрасли.
ПродMag: Что, вы считаете, надо делать?
Юрий Ковалев: Естественно, при такой рентабельности нужно говорить не о новых проектах, а о том, как не обанкротить действующие. А такие ситуации могут произойти. Можно работать и с нулевой рентабельностью, но не имея высокой закредитованности. У нас же от 10 до 15 рублей с килограмма предприятия вынуждены возвращать за кредит, сейчас — основной период возврата. А возвращать нечем.
Вся суть в том, что зерно точно не подешевеет еще в течение 6-7 месяцев. Поправить эту проблему методом регулирования через интервенционные фонды не представляется возможным по разным причинам. Единственное, чего мы сейчас добиваемся, это использование государством механизма 2008 и 2010 гг. — разовые субсидии на килограмм живого веса в качестве компенсации роста стоимости кормов.
ПродMag: Вы обращались уже с этим предложением в правительство?
Юрий Ковалев: Мы сейчас пытаемся убедить правительство. Они создали благоприятную среду, пригласили инвесторов, обещали помогать и помогали в кризис, а сейчас рост цен выше, чем в самый засушливый год. В Минсельхозе, в Белом Доме на Краснопресненской набережной нас слышат, есть полное понимание. Ситуация действительно очень сложная. Еще до Нового года прошло несколько совещаний с участием министра, мы готовим обоснование необходимости этих субсидий. Это разово может помочь производителям пережить наиболее трудное время до нового урожая.
ПродMag: Каков ваш прогноз? Как ситуация будет развиваться дальше?
Юрий Ковалев: Мы не видим оснований для быстрого изменения в лучшую сторону. Импорт, как и предупреждали после августа 2012 г., вырос на 34%. Квоту мы снизили с 500 до 430 тыс. т, но остался сверхквотный ввоз, который по итогам 2012 г. вырос на 67%. Планировали, что на 70 тыс. т будет снижение импорта свинины, а по факту он вырос на 85 тыс.т. Кроме этого, несмотря на все трудности у нас наблюдается прирост собственного производства. По итогам года прирост в промпроизводстве достиг 13,5 % и составил 180 тыс. т. Причина такой «инерции» — отрасль была долгие годы инвестиционно привлекательна.
В 2013 г. несмотря на неблагоприятные изменения у нас сохранится рост производства. Есть инерционный механизм, достроились новые комплексы. Будет снова избыток предложения на рынке, а, значит, уровень отрицательной или в лучшем случае нулевой рентабельности сохранится.
Последствия от вступления в ВТО наступили быстрее, чем все рассчитывали — не через 2-3 года, а уже спустя 2-3 месяца. Мы считаем, что пришел тот момент, когда, как и предполагалось, свиноводство оказалось в трудной ситуации, и ему будет необходима помощь.
Сейчас все инвесторы с тревогой ожидают, насколько будут выполняться обещания правительства по поддержке отрасли в этих новых, резко изменившихся условиях.
Инвесторы с тревогой ждут, насколько правительство выполнит обещания по поддержке свиноводства
- Просмотров: 1696