\"Тройка Диалог\": рост мировых цен зерна может усилить инфляцию в России

\"Тройка Диалог\": рост мировых цен зерна может усилить инфляцию в России

Прямолинейное использование хрестоматийных экономических моделей и чрезмерное упование на полученные таким образом результаты в периоды турбулентности могут привести к некорректным выводам: экономика зачастую развивается быстрее, чем человеческий разум в состоянии обобщить характер этих изменений и разработать более совершенные экономико-математические модели. В связи с этим ошибки в экономической политике не являются редкостью, регулярно происходят кризисы, причем каждый следующий кризис чем-то отличается от предыдущего.

Показательно, что отсутствие четкого понимания того как именно развитые экономики могут отреагировать на масштабное сокращение расходов (главным образом в ряде стран Европы) и стимулирование экономического роста (в США), может привести к тому, что в этом году рецессия в странах еврозоны окажется более глубокой, чем предполагалось ранее (возможно, в диапазоне 1,0-1,5%, скорее всего, ближе к верхней границе) и большему по сравнению с прежними ожиданиями замедлению экономического роста в США (весьма вероятно, до уровня существенно ниже 2%), отмечает главный экономист "Тройки Диалог" Евгений Гавриленков.

Реакция рынка на ускорение инфляции в России в последние два месяца - еще один пример отсутствия ясного представления о том, какие факторы влияют на рост цен в краткосрочной перспективе и как долго это влияние может продлиться. Как бы то ни было, ускорение инфляции этим летом породило слухи о возможном неоднократном повышении процентных ставок ЦБ в ближайшие месяцы в качестве превентивной меры. "По нашему мнению, эти предположения преждевременны, даже несмотря на то что в июле годовая инфляция увеличилась примерно до 5,8 с 3,7% в мае, при этом ИПЦ за первые три недели месяца достиг 1,2%, а месячный показатель может составить 1,4%. Если эти предположения оправдаются, то инфляция с начала года может достичь 4,6-4,7% (сейчас она составляет 4,4%, что пока ниже прошлогоднего уровня, когда после первых трех недель июля инфляция с начала года достигла 5,1%). Ускорившаяся за последние два месяца инфляция уже привела к тому, что консенсус-прогноз инфляции на конец года постоянно повышался, что и провоцирует ожидания повышения процентных ставок", - подчеркнул Е. Гавриленков.

Между тем внутренний спрос не выглядит существенно "перегретым", хотя, согласно официальным статданным, зарплаты в номинальном выражении растут слишком быстрыми темпами (в июне на 17,7% с уровня годичной давности, а в первом полугодии 2012 г. - на 15,6%). Вместе с тем официальная статистика свидетельствует о том, что реальные располагаемые доходы населения увеличились лишь на 3,0% в июне и на 2,7% в первом полугодии 2012 г., тогда как оборот розничной торговли, по имеющимся данным, вырос за оба отчетных периода примерно на 7%.

"Надежность этих данных сомнительна, поскольку они плохо согласуются друг с другом. Недостаточная надежность статистических данных - еще одна причина, по которой к результатам макроэкономического моделирования следует относиться с осторожностью", - подчеркнул Е. Гавриленков.

Безусловно, одной из причин ускорения инфляции в России в июле было повышение административно регулируемых тарифов. В последующие месяцы этот фактор уже не будет оказывать воздействия на общую динамику потребительской инфляции, поскольку в этом году таких повышений больше не предвидится.

"Мы считаем, что скачок инфляции в России в последний месяц объясняется не только повышением административно регулируемых тарифов, но также плавающим обменным курсом: фиксированный (привязанный к доллару) валютный курс помогал сдерживать инфляцию в Казахстане и снижать цены на Украине (с другой стороны, однако, более слабая валюта оказывает поддержку экономическому росту). Учитывая, что за последние месяцы курс рубля немного восстановился (примерно на 5% относительно бивалютной корзины) и на рынке постепенно появляется продукция нового урожая, можно ожидать в августе и сентябре довольно сильного снижения цен на некоторые сельскохозяйственные продукты. Однако точно оценить масштаб и продолжительность подобной дефляции затруднительно", - подчеркнул Е. Гавриленков.

"Тем, кто пристально следит за событиями в России, может быть полезно напомнить, что цена на гречку, которая в 2010 г. в результате засухи и потери урожая увеличилась почти втрое, в прошлом году резко снизилась и продолжает падать (с начала этого года она уменьшилась почти на 26%). В ближайшие недели похожий эффект может иметь место и для плодоовощной группы - снижение цен может быть особенно сильным для тех продуктов, которые особенно сильно подорожали с начала года. К середине августа можно будет дать более надежный прогноз инфляции, так как к этому времени должен проясниться масштаб снижения цен на фрукты и овощи. Кроме того в середине августа будет более ясной и картина по сбору яровых культур, который, как правило, оказывается более богатым. В июле шел сбор озимых (главным образом, пшеницы), которые во многих регионах пострадали от суровой зимы и от майской засухи. Пока урожайность с гектара заметно уступает прошлогодней, однако во многих районах погибшие посевы озимых заменили яровыми культурами, преимущественно кукурузой. Обычно кукуруза по урожайности значительно превосходит пшеницу, при этом высокие температуры на большей части юга России благоприятно сказываются на урожае кукурузы. В целом более подробная информация, которая позволит оценить урожайность и спрогнозировать объемы производства зерна, начнет появляться в начале августа. Вышеприведенные наблюдения могут показаться слишком узкоспециализированными, но в нынешних обстоятельствах они вполне уместны как дополнение к чисто макроэкономическому анализу: плохие погодные условия и ожидания неурожая приводят к росту инфляционных опасений и стимулируют обсуждения возможной реакции со стороны российского правительства. Эту реакцию (если она последует) можно будет считать еще одним "нелинейным" фактором, ограничивающим возможности традиционных макроэкономических моделей", - добавил Е. Гавриленков.

"Рост мировых цен на зерно в принципе может привести к повышению инфляции в России в течение оставшихся месяцев этого года, однако на данном этапе мы не видим веских причин для беспокойства насчет возможного дефицита зерна, особенно принимая во внимание тот факт, что запасы зерна в стране с прошлого года остаются на уровне около 18-19 млн т. Более того, по данным ЦБ, базовая инфляция за первое полугодие 2012 г. оставалась сравнительно невысокой (около 2,2%), в связи с чем есть основания рассчитывать по крайней мере на стабилизацию темпов роста цен, а, может быть, даже на их замедление. В любом случае на данном этапе можно только повторить ранее высказанное нами мнение, согласно которому инфляция в этом году может составить менее 6% и даже оказаться еще ниже (хотя и более высокий уровень тоже исключать не следует). Как было сказано выше, более точный прогноз инфляции можно будет сделать в середине августа", - заключил Е. Гавриленков.

Источник: Quote.rbc.ru

Последние новости