На российском рынке наблюдается всплеск цен на все виды зерновых

На российском рынке наблюдается всплеск цен на все виды зерновых

На рынке наблюдается конъюнктурный всплеск цен на все виды зерновых. Обусловлен он ожиданием закрытия экспорта зерна из России, повышенным спросом на отечественную пшеницу на мировом рынке и ослаблением позиций стран-конкурентов, пишет «Эксперт».

На днях российское правительство определилось с планами по дальнейшему регулированию зернового экспорта. Первый вице-премьер  Виктор  Зубков объявил, что ограничения будут введены только после того, как страна продаст 27 млн тонн зерна, а не 24, как планировалось ранее. Правительство вовремя конкретизировало свои намерения: тревожные ожидания закрытия экспорта на фоне активного спроса на российскую пшеницу на мировом рынке привели к заметному скачку цен — на 10% за последние три недели. Отечественная пшеница (4-го класса с отгрузкой в порту) стала стоить дороже аналогичной по качеству американской: 280 долларов за тонну против 274 долларов. И это прецедентный случай. А одна из последних сделок по продаже нашей пшеницы на прошлой неделе была заключена уже по 295 долларов за тонну. Впрочем, эксперты не склонны драматизировать наметившийся тренд: запасы зерна в стране еще большие, к тому же удалось наладить экспорт из Сибирского региона, а основной покупатель российской пшеницы — Египет — уже снижает объемы фьючерсных закупок в ожидании собственного нового урожая.

В нынешнем сезоне экспорт российской пшеницы шел рекордными темпами. Этому способствовали не только агрессивная распродажа накопленных запасов и высокий спрос со стороны наших традиционных покупателей из стран Северной Африки, Ближнего Востока, Турции, но и заметное расширение портовых мощностей. Так, в этом году зерно отправляется и из портов Новороссийска, и из нового портового элеватора в Тамани (принадлежит компании «Эфко»); расширил отгрузку зерновых принадлежащий Новолипецкому металлургическому комбинату порт в Туапсе; увеличили свои мощности и более мелкие речные порты — в Ростове, Азове, Таганроге.

К настоящему моменту экспорт зерна составил уже порядка 20–21 млн тонн. Поскольку до недавнего времени сохранялась неопределенность в планах правительства по регулированию экспорта, трейдеры в ожидании закрытия экспорта наращивали поставки. Одновременно сокращался объем предложения зерна в южных экспорториентированных регионах страны. В совокупности эти факторы и подтолкнули цены вверх.

Параллельно возникли проблемы у наших конкурентов на мировом рынке. Так, второй крупный продавец дешевого зерна из Причерноморского региона — Украина — резко сократил объемы поставок. Ожидая гибели озимых посевов из-за погодных условий — недостаточного снежного покрова при низких температурах, — власти ужесточили таможенно-тарифные правила экспорта зерновых. По имеющимся сегодня оценкам, на Украине ожидается пересев около 30% озимых. Для сравнения: в России планируемый пересев — 5% озимых, а в среднем ежегодные потери составляют 7–8%.

Аналогичная украинской складывается ситуация и в Европе, где также ожидают плохую всхожесть озимых из-за недостаточности снежного покрова при сильных холодах.

Еще один зернопроизводящий регион — Южная Америка — страдает от засухи, урожай кукурузы и сои там снизился, что автоматически привело к росту цен на эти культуры и повышению спроса на другие зерновые на мировом рынке, в том числе и на российское зерно.

В России погодные аномалии — прежде всего низкие температуры и сильный ветер в южных регионах — также сказываются на зерновой торговле. «Из-за холодов и шквалистого ветра порты работают с перебоями, Азовское море замерзло, мелкие порты не работают, на подъезде к портовым элеваторам скопились очереди из грузовиков», — жалуются трейдеры. Безусловно, это влияет на динамику экспорта и еще больше стимулирует внешний спрос.

Отечественные производители с готовностью отреагировали на возросший спрос на нашу пшеницу: внутренние цены моментально пошли вверх. Тем более что и на рынке сложились подходящие условия. Так, к настоящему времени большая часть зерна из экспорториентированных южных регионов вывезена, а остатки — около 1,5 млн тонн — крестьяне стремятся продавать как можно дороже. Собственно, оставшееся южное зерно уже перестало быть конкурентоспособным для экспорта. Почти нет излишков сегодня и в центральных регионах страны, что также способствует удорожанию зерна на внутреннем рынке.

Стабилизировать цены можно за счет поставок из Сибирского региона, где сегодня скопились основные его запасы — более 7 млн тонн.Традиционно зауральское зерно считается для экспорта «непроходным» по цене из-за высокой стоимости его доставки в южные порты. Недавно правительство ввело субсидии на перевозки зерна из Сибири — в размере 0,5 от тарифа, и теперь его транспортировка по стоимости сравнима со стоимостью доставки из центральных регионов страны. В результате с января этого года зерно из Омской, Оренбургской областей, с Алтая стало уходить на экспорт.

Некоторую конкуренцию Сибири сегодня составляет Казахстан, который в прошлом году собрал рекордный для страны урожай зерновых — порядка 29 млн тонн, из которых 15 млн тонн он готов экспортировать.Казахстанскоезерно также традиционно считается неконкурентоспособным по цене из-за высокой стоимости его доставки в порты. В этом году казахстанское правительство ввело дотации на транспортировку зерна в размере 40 долларов за тонну, и в итоге один из южных российских портовых элеваторов — в Туапсе — сейчас полностью переключился на отгрузку казахстанской пшеницы.

По словам аналитиков, если в этом сезоне удастся реализовать на экспорт 27 млн тонн зерна (по расчетам, это произойдет в апреле), Россия сможет претендовать на второе место в рейтинге стран-экспортеров после США, которые планируют вывезти 26 млн тонн пшеницы и 46 млн тонн кукурузы. Правда, на второе место претендует еще и Австралия, которая на днях дала новую оценку своего экспорта — 28 млн тонн. Евросоюз по совокупности всех культур в нынешнем сезоне экспортирует порядка 21 млн тонн.

С каким запасом зерна остаемся мы сами? По данным Института конъюнктуры аграрного рынка, с учетом экспорта зерна в объеме 27 млн тонн, запасы на начало нового сезона составят порядка 16,8 млн тонн (из которых 5,4 млн — в интервенционном фонде), что превышает средние значения — 12–15 млн тонн. А это значит, что, если цены все-таки начнут разгоняться, у правительства будет возможность за счет продажи интервенционного зерна на рынок несколько остудить спрос.