Как избежать банкротства агропрома?

Как избежать банкротства агропрома?

Андрей Сизов, исполнительный директор центра «СовЭкон»

Нынешний год будет уже четвертым годом низких цен и неблагоприятной конъюнктуры для производителей зерна. Низкими они были в 2008/2009, в последовавшем за этим году, в  начале сезона 2010/2011, когда реализуется большая часть урожая. Затем последовала беспрецедентная засуха, и весной этого года цены снова упали с началом реализации зерна интервенционного фонда. Сейчас начинается уже четвертый подряд неблагоприятный сезон. Учитывая высокую закредитованность сельхозпроизводителей и низкие цены, можно ожидать, что значительная часть сельхозпроизводителей будет вынуждена свернуть свою деятельность. Не буду драматизировать ситуацию и предрекать массовый уход. Но какая-то часть будет вынуждена это сделать.


С одной стороны, на мировом зерновом рынке все неплохо. Со снятием эмбарго и открытием экспорта можно констатировать, что возвращение России на мировой рынок все же состоялось, несмотря на то, что до еще самого недавнего времени много скептиков утверждало, что вернуться на свои рынки стране будет невозможно. По итогам июля, очень вероятно, что будет рекордный для этого сезона объем экспорта, в районе 2 млн т, что превышает предыдущий рекорд 2010 г. в 1,9 млн т. Хотя российская пшеница пока продолжает предлагаться по ценам заметно ниже, чем цены на французскую пшеницу, являющуюся нашим основным конкурентом. На египетских тендерах (Египет – крупнейший покупатель пшеницы в мире и крупнейший покупатель российской пшеницы) уровень цен на российскую пшеницу на $30–40 ниже, чем на французскую. Обычно эта разница намного меньше и может составлять $5–10 на тонну. Но несмотря большую разницу стоит отметить, что российские экспортные цены понемногу растут. В июле рост экспортных цен составил чуть более $10 на тонну.

Вместе с тем на внутреннем рынке мы наблюдаем обратную картину. На фоне поступления неплохого нового урожая и того, что российские сельхозпроизводители находятся в сложном финансовом положении, они сейчас вынуждены активно продавать свои запасы. Снижение цен стартовало с середины июня (за 2 недели до столь желанного для сельхозпроизводителей открытия экспорта!) и по пшенице, нашей основной культуре, уже составило 20–30%. И пока нет уверенности, что рынок достиг дна –  уборка даже не перевалила за половину. Во многих регионах еще нет массового предложения зерна нового урожая и можно ожидать, что понижающий тренд сохранится.

Вместе с тем, 31 марта 2011 г. Минсельхозом в соответствии с законом были озвучены минимальные пороговые цены, при достижении которых министерство должно начинать закупочные интервенции на зерновом рынке. Для пшеницы 3-го класса для европейской части России – это уровень в 5 руб. за кг, для 4-го класса – 4,65 руб. за кг, для фуражной пшеницы 5 кл – 4,3 руб. Но на прошлой неделе в Центральном Церноземье, в Поволжье цены уже опустились ниже этих уровней. А заявлений о стороны Минсельхоза о том, когда начнутся интервенции, до сих пор нет. Более того, чтобы их начать в скорое время нужна определенная подготовительная работа, которая заключается в том, что надо отбирать и аккредитовывать элеваторы, продавцов на участие в этих интервенциях. То есть, скорого старта закупок ожидать весьма сложно.В который раз мы видим, что интервенционный механизм дает сбой и не снимает риски сезонного падения цен во время поступления нового урожая и роста потребности сельхозпроизводителей в оборотных средствах.

Вместо интервенционного механизма регулирования рынка и поддержки сельхозпроизводителя уместнее другой вариант. Почему не ввести систему минимальных гарантированных закупочных цен с возможностью обратного выкупа? Смысл такой: сельхозпроизводителю объявляется минимальная фиксированная цена, по которой государство готово закупать новый урожай. В идеале такую цену надо обнародовать не в конце марта, как это делается сейчас, а за год до уборки нового урожая. Таким образом, принимая решение об еще одном севе, который происходит в конце лета, сельхозпроизводители знают цену. При этом эта цена не должна вносить существенных искажений в рынок, не должна быть драйвером для наращивания площадей в расчете на то, что будет продан избыток, но лишь гарантировать некую минимальную, пускай нулевую рентабельность выращивания той или иной культуры. А сельхозпроизводители будут понимать, что ниже нее рынок не уйдет. Что еще важно, им  не придется ждать месяцами отмашки Минсельхоза для того, чтобы получить возможность продать свое зерно и пополнить свои оборотные средства. Грубо говоря, он может убрать урожай и прямо из-под комбайна повезти его на элеватор и получить за него фиксированную цену. Таким образом снижается риск сезонного падения цен. Вторая составляющая этого механизма – возможность обратного выкупа зерна. Если рынок начинает расти, чего мы, например, ожидаем далее в текущем сезоне, то сельхозпроизводители получают возможность обратно выкупить это зерно, оплатив услуги элеватора (надо добавить, что стоимость и сроки оказания этих услуг должны быть жестко зафиксированы), и продать его на рынке, воспользовавшись плодами от роста цен.

Плюсы этой системы налицо: убираются риски, связанные с ручным управлением рынком, система более прозрачная и рыночная, и у государства не накапливаются те значительные запасы зерна, которые были по итогам предыдущих интервенций. Стоит добавить, что государство наконец прислушалось к рекомендациям участников и экспертов рынка, и Минсельхоз начал заниматься разработкой подобной схемы. Понятно, что в полной мере она может заработать лишь под урожай следующего года. Будем надеяться, что после 4 тяжелых лет количество сельхозпроизводителей, которые смогут ей воспользоваться, принципиально не сократится.