Е. Скрынник – о Национальном докладе по сельскому хозяйству за 2010 год

Е. Скрынник – о Национальном докладе по сельскому хозяйству за 2010 год

1 июня 2011 года министр сельского хозяйства РФ Е. Скрынник выступила на заседании  комитета  по аграрным вопросам Государственной думы. Выступление министра называлось так: «О Национальном докладе «О ходе и результатах реализации в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации № 772-р от 6 мая 2011 года». Предлагаем вниманию читателей выступление министра.

Уважаемые коллеги!

Национальный доклад о ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2010 году подготовлен Министерством в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства».

СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА

В соответствии с законом доклад содержит следующие разделы:

- итоги реализации Государственной программы за 2010 год;

- показатели развития сельского хозяйства в соответствии с целями и задачами, определенными Госпрограммой;

- прогноз развития отрасли в 2011 году;

- предложения по корректировке отдельных положений и показателей Государственной программы в текущем году.

ОБЩИЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ

Подводя итоги работы отрасли в 2010 году, хотелось бы отметить, что основным фактором, определившим динамику развития агропромышленного комплекса стала аномальная засуха в 43 регионах Российской Федерации. Гибель сельскохозяйственных культур произошла на площади 13,3 млн. га (в 2009 г. – 4,4 млн.га).

Пострадало более 25 тыс. хозяйств. Подтвержденные убытки по результатам экспертизы составили почти 42 млрд. рублей (в 2009 г. – 13,6 млрд. рублей).

Рентабельность сельскохозяйственного производства снизилась с 9,4% в 2009 г. до 8,3% в 2010 г. Причем следует отметить, что положительный уровень рентабельности в отрасли все-таки был сохранен. Этому способствовал значительный объем средств государственной поддержки, которая была оказана предприятиям АПК, не только в рамках Государственной программы, но и в виде прямых дотаций и бюджетных кредитов для компесации затрат и ущерба, нанесенного сельхозугодьям из-за аномальных погодных условий.

Совокупный объем государственной поддержки в 2010 году в рамках Госпрограммы составил 143,5 млрд. рублей, в том числе - 107,3 млрд. рублей (или 75%) - из федерального бюджета и 36,2 млрд. рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пострадавшим от засухи была оказана дополнительная поддержка в общем объеме 46 млрд. рублей, в том числе 35 млрд. рублей из федерального и 11 млрд рублей – из региональных бюджетов.

Также хотелось бы отметить и другие дополнительные меры поддержки, которые способствовали стабилизации финансового положения сельхозпроизводителей в прошлом году.

Это:

- сохранение субсидирования кредитов, пролонгированных для предприятий, пострадавших от засухи, на срок до 3-х лет. Объем пролонгированных в 2010 кредитов составил 21,4 млрд. рублей;

- предоставление 10% скидки на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей;

- установление льготных железнодорожных тарифов на перевозку зерна в пострадавшие регионы с Юга страны и из Сибири (для Юга установлен коэффициент 0,5, для Сибири – 0,3). Объем таких перевозок в 2010 году составил около 2,4 млн. тонн;

- реструктуризация задолженности в соответствии с Федеральным  законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».  В программе приняли участие более 6 тыс. производителей. Реструктурирована просроченная  задолженность на общую сумму в 21,1 млрд. руб., из нее 72%  (15,2 млрд. руб.) – задолженность по налогам и сборам.

Что касается общего результата финансово-экономической деятельности сельхозпредприятий в прошлом году, то их валовая прибыль по сравнению с 2009 годом снизилась на 1,7% и составила 82,2 млрд руб. В большей части эта прибыль, как и в предыдущие годы, была сформирована за счет субсидий из федерального и региональных бюджетов.

Без субсидий и господдержки сельскохозяйственное производство продолжает оставаться убыточным, со средним уровнем рентабельности - минус 5,4%. Доля убыточных хозяйств в 2010 году увеличилась с 28% до 29%.

Последствия засухи, к сожалению, снивелировали рост производства продукции сельского хозяйства, который наблюдался в первом полугодии 2010 года. За первые шесть месяцев он достиг почти 3% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.

Но по итогам года, в результате засухи, индекс производства продукции сельского хозяйства в 2010 году, снизился на 11,9% и составил 88,1% к уровню прошлого года.

Прежде всего, это связано с уменьшением объемов производства в растениеводстве, которое является наиболее чувствительными к температурным аномалиям: зерно, овощи, картофель и д.р. Производство зерна сократилось на 37,2%, картофеля на 32,1%, овощей на 9,5%.

При этом, необходимо отметить, что за счет накопленного в предыдущие годы серьезного инвестиционного ресурса все-таки сохранилась многолетняя тенденция роста объемов производства мяса (и прежде всего – птицы на 10,8% и свинины на 6,4%).

В 2010 году доля хозяйств населения в общем объеме произведенной продукции растениеводства увеличилась с 44% до 51%, а доля в производстве животноводческой продукции уменьшилась с 50% до 48%.

Говоря об итогах реализации Госпрограммы, хотелось бы отметить, что результат работы отрасли – это совокупность  выполнения субъектами Российской Федерации обязательств, взятых на себя в рамках подписанных с Министерством сельского хозяйства соглашений.

24% регионов, в том числе серьезно пострадавших от засухи, смогли сохранить и даже увеличить объемы производства продукции растениеводства. 70% субъектов Российской Федерации не допустили снижения объемов животноводческой продукции (Белгородская, Новгородская, Ростовская, Свердловская области, Краснодарский и Алтайские края).

Вклад этих регионов вместе с мерами государственной поддержки в значительной мере позволили минимизировать общее падение производства в сельском хозяйстве и не допустить более серьезного спада в экономике  отрасли.

Вместе с тем, также хотелось бы отметить и те регионы, которые уже 3 года подряд не только не выполняют взятых на себя обязательств в рамках Госпрограммы, а наоборот из года в год систематически снижают свои показатели в сельском хозяйств и тем самым сдерживают темпы развития отрасли в целом.

Так, в Тверской области происходит снижение по всем видам продукции уже в течение многих лет. По животноводству - ежегодно снижается производство в Республике Карелия, Московской и Самарской областях.

При этом средства государственной поддержки данные регионы продолжают получать в полном объеме, а результатов пока мы не видим.

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Теперь более подробно о структуре и объемах финансирования Госпрограммы в 2010 году.

В 2010 году общий объем субсидий на реализацию мероприятий государственной программы за счет средств федерального и региональных бюджетов составил 143,5 млрд. рублей (107,3 млрд. рублей из федерального бюджета, предусмотрено было 110,7 млрд. рублей).

Направления этой поддержки:

- На субсидирование инвестиционных и краткосрочных кредитов – 81,5 млрд. рублей;

- на поддержку животноводства – 8,4 млрд. рублей;

- на поддержку экономически значимых региональных программ – 8,5 млрд. рублей;

- на поддержку растениеводства - 1,3 млрд. рублей;

- на приобретение минеральных удобрений и реализацию мероприятий ФЦП «Плодородие» – 13,8 млрд. рублей;

- на страхование урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений –  4,3 млрд. рублей;

- на мероприятия по реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» – 17,9 млрд. рублей;

- на проведение интервенций и другие мероприятия – 7,8 млрд. рублей.

Хотелось бы отметить, что наибольший объем, 81,5 млрд. рублей или 67% от всех средств поддержки, был направлен на возмещение сельхозпроизводителям части расходов на уплату процентных ставок по кредитам. Это позволяет нам ежегодно субсидировать около 1 трлн. 100 млрд. кредитов, которые привлечены в отрасль.

В 2010 году объем кредитования отрасли увеличился на 3%. Было привлечено 796 млрд. рублей, в том числе 530,7 млрд. рублей субсидированных кредитов.

Основными банками, кредитующими отрасль, являются Россельхозбанк и Сбербанк России.

В прошлом году они выдали 235 и 231 млрд. субсидируемых кредитов соответственно.

Особо следует отметить, что кредиты и займы, привлечённые малыми формами хозяйствования на селе, составили 51 млрд. рублей (субсидированных кредитов и займов). Это в полтора раза выше целевого показателя. Причем 73% из них (или 37,3 млрд. рублей) выдал Россельхозбанк.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ

По развитию приоритетных подотраслей сельского хозяйства итоги работы за 2010 год следующие:
Мясное животноводство

В животноводстве был обеспечен рост производства на 2,6% к прошлому году, в большей части за счет набранных темпов развития в мясном животноводстве, которое выросло на 5,2% (до 10,5 млн. тонн). Как и в предыдущие годы это достигнуто в основном за счет птицеводства – плюс 11%, и свиноводства – плюс 6%.

Продолжение положительной динамики роста стало возможным благодаря системным мерам государственной поддержки: таможенно-тарифному регулированию, реализации отраслевых программ по мясному и молочному скотоводству, свиноводству, птицеводству, экономически значимых региональных программ, а также поддержке строительства семейных молочных ферм.

Хотелось бы отметить, что за 2010 году было введено в эксплуатацию 494 новых объекта мясного и молочного направления.

Производство молока

К сожалению, засуха прошлого года негативно отразилась на сохранности поголовья КРС и объемах производства молока в большинстве регионов.

Сокращение поголовья крупного рогатого скота произошло во всех категориях хозяйств (минус 3,4%), но более существенно падение отмечено в частном секторе (5,4%).

Эта ситуация негативно сказалась на объемах производства молока, которое несмотря на продолжающийся рост продуктивности основного стада, в 2010 году снизилось на 2,1% и составило 31,9 млн. тонн

Надои молока

В молочном животноводстве сохраняется тенденция качественного обновления породного состава поголовья КРС, в том числе за счет замещения менее продуктивных пород более продуктивными. Это позволило увеличить в 2010 году надои на одну фуражную корову в 2010 году до 4 тыс. 592 кг.

В значительной степени этому способствовали меры государственной поддержки по содержанию племенного стада КРС.

Племенное дело

Показатель по удельному весу племенного скота в 2010 году  достиг 12% и по нашим оценкам к 2012 году увеличится до 13%, что будет полностью соответствовать оптимальному соотношению в структуре скотоводства.

Таким образом, программа племенной поддержки, объем  финансирования которой в 2010 году составил 4,1 млрд. рублей работает эффективно и все намеченные цели достигаются.

Растениеводство

Что касается растениеводства, то в данной подотрасли в 2010 году сложилась крайне сложная ситуация.  Производство растениеводческой продукции из-за засухи в целом уменьшилось на 26%.

Урожай зерновых снизился на 37,2%. Валовой сбор составил 61 млн. тонн в чистом весе.

Производство картофеля снизилось на 32% - с 31,1 до 21,1 млн. тонн.

Сахарной свеклы - на 10,6% - с 25 до 22,3 млн.тонн. (и это несмотря на то, что посевные площади под сахарную свеклу в 2010 году были беспрецедентно увеличены на 40%),

Овощей на 9,5% -  с 13,4 до 12,1 млн. тонн.

При этом, также хотелось бы отметить, что несмотря на засуху, по отдельным культурам, которые выращиваются в более благоприятных климатических условиях, был отмечен серьезный рост. Так, в 2010 году был получен рекордный урожай риса – 1 млн. 61 тыс. тонн (или +16,2% к прошлому году) и сои – 1 млн. 220 тыс. тонн (или +29,2% к уровню 2009 года).

Техническая и технологическая модернизация

В рамках мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства сельхозорганизациями было закуплено около 23 тыс. единиц сельскохозяйственной техники.

Показатель Госпрограммы по объему закупок и обновлению машинотракторного парка недовыполнен: по зерноуборочным комбайнам на 55%, по кормоуборочным – на 53,5%, по тракторам – на 53,2%.

Темпы обновления машинно-тракторного парка упали по причине снижения доходности сельскохозяйственных производителей в результате засухи.

Следует отметить, что основной интегрированный показатель механизации – энергообеспеченность – недовыполнен всего на 4,4 процентных пункта и составил 147,6 лошадиных сил на 100 га.

При этом, обновление парка устаревшей техники происходит за счет приобретения более энергонасыщенной техники, что позволяет обеспечить выполнение необходимого объема сельскохозяйственных работ при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов.

СНИЖЕНИЕ РИСКОВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Важным инструментом обеспечения финансовой устойчивости в сельском хозяйстве является страхование.

Общая посевная площадь по договорам страхования с государственной поддержкой составила 9 млн. га, что составляет 13,4% от посевных площадей в целом по России (в 2009 году было 18,2%) при плановом показателе 32%.

Основными причинами невыполнения показателя стали:

- Увеличение среднего размера страхового тарифа на 30% (с 7,7% в 2009 г. до 10,0% в 2010 г.), обусловленное ухудшением статистики страховых выплат при наступлении страхового случая (засуха 2009 и 2010 годов).

- Изменение конъюнктуры рынка сельскохозяйственного страхования в результате отзыва лицензий у 7-ми страховщиков, занимавших в 2009 году 46% доли рынка сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой (общая застрахованная площадь 5,4 млн. га). Медленные темпы замещения этих позиций на рынке сельскохозяйственного страхования другими крупными игроками привели к ослаблению конкурентной борьбы в 2010 году и также к увеличению среднего размера страхового тарифа.

- Непривлекательность системы получения субсидий по факту оплаты 100% страховой премии, которую сельхозпроизводитель вынужден выплачивать в период подготовки и проведения сезонных сельскохозяйственных работ, отвлекая при этом значительные финансовые средства.

Рассчитываем, что с принятием нового закона по сельскохозяйственному страхованию, ситуация в этом направлении существенно улучшится.

О РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП «СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА»

К сожалению, из-за роста переходящих бюджетных обязательств по субсидированию процентных ставок по привлеченным кредитам, более чем в 3 раза были вынужденно сокращены расходы на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».

Целевые показатели по программе были приведены в соответствие с объемами финансирования и полностью выполнены по ключевым целевым показателям.

Введено 1 млн. 267 тыс. кв. метров жилья, в том числе 633 тыс. – для молодых специалистов. Жильем были обеспечены более 16 тыс. 300 семей.

Выполнены показатели по уровню газификации домов и обеспечению сельского населения питьевой водой.

На 20% - до 10 тыс. 128 рублей выросли доходы сельского населения. Сократился разрыв между доходами граждан в городской и сельской местности.

О РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП «СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ»

В 2010 году была продолжена реализация ФЦП «Сохранение и восстановление почв». Предотвращено выбытие из оборота 990 тыс. га пашни (+65% к плану), внесено 2 млн. 300 тыс. тонн минеральных удобрений (+4,5% к плану).

По итогам 2010 года выполнено 9 из 11 индикаторов Программы. Значительно перевыполнен показатель по защите от водной и ветровой эрозии.

По оценке Минэкономразвития, эта программа, наряду с программой социального развития села отнесена к категории наиболее эффективных по итогам реализации в 2010 году.

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ

С целью повышения конкурентоспособности и поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с Государственной программой также проводились мероприятия по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В 2010 году с учетом текущей и прогнозируемой ситуации на внутреннем и мировом рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Министерством были подготовлены и реализованы меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении зерна, овощной и мясной продукции, молока и молочной продукции, а также тропических масел.

Кроме того, как я уже сказала, были установлены льготные тарифы на перевозку зерна и муки железнодорожным транспортом.

Все эти меры позволили стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и поддержать отечественного товаропроизводителя.

ОБЩИЙ ИТОГ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ

Подводя общий итог реализации Государственной программы, хотелось бы отметить, что несмотря на жесточайшую засуху 2010 года, которая поразила более половины регионов страны, отрасли удалось:

- избежать коллапсного падения в экономике сельского хозяйства,

- не допустить существенного роста числа убыточных хозяйств и массового банкротства сельхозпредприятий,

- удалось предотвратить резкое сокращение поголовья скота в осенне-зимний период,

- а также, несмотря на сложные погодные условия обеспечить проведение осенних полевых работ и сева озимых культур.

В отрасли был сохранен достаточный инвестиционный ресурс для восстановления производственного потенциала и выхода на позитивную динамику развития в 2011 и последующих годах.

О ПРОГНОЗЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2011 ГОД

Как и в предыдущем Национальном докладе, совместно с Минэкономразвития России,  Министерством составлен прогноз развития отрасли, учитывающий основные риски, которые могут повлиять на выполнение базовых показателей Госпрограммы в 2011 году.

К ним относятся макроэкономические (изменение ценовой конъюнктуры, снижение уровня доходности и инвестиционной активности, сокращение объемов государственной поддержки), а также природно-климатические факторы и риски.

На основе оценки изменения ценовой конъюнктуры в отдельных сегментах агропродовольственного рынка, а также с учетом  дополнительных мер поддержки отечественного АПК, Минсельхозом России совместно с Минэкономразвития прогнозируется положительная динамика развития отрасли в 2011 году.

В 2011 году, с учетом возможных рисков, планируется прирост валовой продукции сельского хозяйства на 10,1 процента, в том числе продукции растениеводства на 19,8 процентов, животноводства – на 2,8 процента.

Правительством Российской Федерации уже принято ряд решений, которые будут способствовать восставновлению сельскохозяйственного производства в 2011 году, еще ряд предложений Министерства сельского хозяйства прорабатываются на уровне Минфина и Минэкономразвития и будут внесены в Правительство в ближайшее время.

Это меры:

- по компенсации на приобретение кормов для КРС тем регионам, которые не сократили поголовье (5 млрд. руб.),

- дополнительные средства (2 млрд. руб.) на семена и минеральные удобрения,

- поставка техники по льготным ценам через «Росагролизинг»,

- предоставление 30% скидки на ГСМ для сельхозтоваропроизводителей,

- реализация без торгов зерна интервенционного фонда по льготным ценам,

- в стадии проработки находится вопрос по выделению 9 млрд. руб на компенсацию части стоимости кормов для свиноводческих и птицеводческих предприятий.

Необходимо отметить, что первые признаки восстановления отрасли уже есть.

За первый квартал 2011 года:

- Общий индекс сельхозпроизводства составил – 100,7%.

- Производство скота и птицы на убой увеличилось на 3,2%, в том числе птицы – на 9,5%, свиней – на 3,6%.

- Почти на 2% выросло производство яиц.

Отмечается прирост объемов розничной торговли пищевыми продуктами, что позволяет рассчитывать на возможность увеличения емкости продовольственного рынка.

О КОРРЕКТИРОВКЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСПРОГРАММЫ

Законом «О развитии сельского хозяйства» предусмотрено, что Государственная программа и ее отдельные положения могут быть скорректированы по итогам работы отрасли за очередной год, а также в связи с изменениями объемов финансирования, предусмотренных на ее реализацию из федерального бюджета.

Предлагается внести ряд корректировок в части приведения целевых индикаторов и показателей Госпрограммы в соответствии с объемами финансирования, предусмотренными законом «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

В том числе:

С учетом уже принятых решений по поддержке регионов, сохранивших поголовье КРС в 2010 году (5 млрд. руб), в Государственную программу необходимо включить соответствующее мероприятие. Проект постановления Правительства Министерством подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации в установленном порядке.

Также потребуется корректировка Программы в части, касающейся включения отдельного мероприятия по субсидирования стоимости оформления земельных участков крестьянско-фермерскими хозяйствами. На эти цели уже в этом году планируется выделить 120 млн руб.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ НА 2011 ГОД

В целях выполнения целевых индикаторов, предусмотренных Государственной программой на 2011 год, Министерством определены следующие приоритетные задачи.

1. Эффективное проведение ярового сева с целью получения урожая зерновых на уровне не менее 85 млн. тонн.

2. Сохранение позитивной динамики развития животноводства, активизация мер государственной поддержки молочного и мясного скотоводства.

- финансирование экономически значимых программ по мясному и молочному скотоводству,

- племенная поддержка,

- субсидирование закупки кормов,

- применение мер таможенно-тарифного регулирования.

Важную роль для обеспечения устойчивого развития животноводства будет играть реализация комплекса мер по ликвидации африканской чумы свиней.

3. Развитие малых форм хозяйствования.

Все формы государственной поддержки малого предпринимательства на селе будут интегрированы отдельный  раздел Государственной программы. В него, в том числе будут включен комплекс дополнительных мер поддержки - в соответствии с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина.

4. Разработка новой Государственной программы на период с 2013 по 2020 год. Минсельхоз уже завершает ее разработку. Основные положения направлены на предварительное рассмотрение в Минэкономразвития России. К 1 декабря Государственная программа будет внесена в Правительство Российской Федерации.

За основу будет взята действующая Госпрограмма. Все ее основные направления будут сохранены.

В заключение хотелось бы отметить, что Национальный доклад о реализации Государственной программы за 2010 год в соответствии с регламентом, предусмотренном в Законе о развитии сельского хозяйства, был рассмотрен Экспертной комиссией, которая дала на него положительное заключение. Председатель комиссии – академик Фисинин В.И.

Национальный доклад согласован с Минэкономразвития, Минфином, Минрегионом России и Росстатом.

Благодарю за внимание!

Последние новости