В России рушится система контроля качества зерна

В России рушится система контроля качества зерна

Зерно – основа продовольственной безопасности любой страны. К сожалению, сегодня мы не слишком хорошо ориентируемся в зерновом хозяйстве собственной страны.

ТОЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ НА РЫНКЕ ЗЕРНА НЕИЗВЕСТНО

Как показала весна 2011 года, запасов зерна в России хватило с избытком, чтобы пережить все невзгоды 2010 года. Следовательно, запрета на вывоз зерна, введенного правительством в августе 2010 года, можно было бы и избежать, если бы на момент принятия решения имелись объективные данные о состоянии зернового рынка. Но этих данных не было. Правительственные решения о регулировании зернового рынка и, в частности, о введении зернового эмбарго основывались на весьма субъективных данных о количестве и качестве собранного урожая.

Почему? Во-первых, в 2010 году не проводился полномасштабный мониторинг зерна нового урожая. Во-вторых, не могло не отразиться на искажении данных желание некоторых регионов попасть в число пострадавших от жесточайшей засухи и показать максимальные убытки, для того чтобы получить экономическую поддержку сельского хозяйства своего региона. А проверить данные, идущие из регионов, было некому из-за отсутствия в России организации, имеющей полномочия для полноценного и достоверного мониторинга зернового рынка.

Не зная точно реального положения дел, правительство, желая не допустить резкого роста цен на внутреннем рынке, обеспечить его достаточным количеством продовольствия, приняло решение о запрете экспорта зерна.

Но зерна в России оказалось больше, чем думали. По данным, поступающим из регионов, только на юге России на конец апреля 2011 года невостребованные запасы зерна превышают 8, а по некоторым оценкам – 10 миллионов тонн, которые можно было бы отправить на экспорт. Элеваторы и складские емкости заполнены, при этом сельскохозяйственным товаропроизводителям не хватает средств на проведение посевной кампании.

О реальных запасах зерна можно было бы судить по декларациям рационального использования зерна, подача которых предусмотрена статьей 14 федерального закона о государственном надзоре и контроле качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Обобщая данные этих деклараций, упраздненная в 2005 году Госхлебинспекция имела ежегодные данные о запасах зерна в целом по стране и в разрезе регионов. Но сегодня статья 14 упомянутого закона не работает, поскольку некому следить за ее выполнением, хотя функцию Госхлебинспекции, на наш взгляд, мог бы выполнять Минсельхоз РФ или, по его поручению, Россельхознадзор, или какое-то другое ведомство.

ДЕГРАДАЦИЯ ЗЕРНОВЫХ ЗАПАСОВ

В настоящее время в государственном интервенционном фонде хранится около 8 миллионов тонн зерна, часть которого была заложена еще в 2005 году. Ввиду того, что сегодня у Россельхознадзора отсутствуют полномочия по контролю качества зерна на внутреннем рынке вообще и сохранности зерна, заложенного в интервенционный фонд, в частности, сложно говорить о качестве всего объема. Однако наше участие в 2010 году в проверках сохранности интервенционного зерна на 125 предприятиях, хранящих более 1,3 миллиона тонн, показало, что 260 тысяч тонн не соответствуют нормативной документации по показателю зараженности вредителями. А последняя проверка на ОАО «Иланский ХПП» Красноярского края показала, что государственное зерно попросту портится.

Между тем, по данным Госхлебинспекции, с 1995 по 2004 год выявление зараженного, дефектного, греющегося зерна значительно сокращалось. Снижение зараженности в этот период можно было объяснить проводимыми профилактическими и оздоровительными мероприятиями. Общее выявление некачественного и опасного зерна до 2004 года составляло менее одного процента от общего количества. Уже через два года после того, как Госхлебинспекция была ликвидирована, выявление некачественного и опасного зерна составило 19%. А на протяжении последующих лет этот показатель увеличился ещё в полтора раза: в 2010 году некачественной и опасной зерновой продукции было выявлено 27% от всего количества проверенной.

Если говорить о зарубежном опыте, то, к примеру, в Канаде вообще не допускается наличие зараженного зерна на элеваторе. У нас же зараженное зерно не только хранится на элеваторах, но и отгружается потребителям по территории России, следовательно, зараза распространяется, и никто не несет за это никакой ответственности. Сегодня внутренний рынок зерна России практически незащищен от опасности обращения на нем опасной, сфальсифицированной, некачественной продукции. А кто подумает о гражданах нашей страны, которые купли крупу, муку, испекли хлеб из такой продукции?

В Соединенных Штатах Америки, Канаде, Австралии – государствах, которые являются мировыми лидерами по производству и экспорту зерна - обязательно существует государственная зерновая инспекция. Называться такая организация может по-разному, но выполняет по сути одну и ту же функцию – она осуществляет государственный контроль качества зерна и продуктов его переработки. И попробуй поставить некачественную продукцию на рынок – компания, которая сделает это, получит такие штрафы, что будет вынуждена в большинстве случаев прекратить свою деятельность. В США штрафы за такое нарушение составляют 75 тысяч долларов, в Канаде – до 60 тысяч долларов или лишение свободы сроком до 5 лет. А человек, на которого была зарегистрирована компания, поставившая на рынок некачественную продукцию, более не имеет права открыть аналогичный бизнес.
Мы в России постоянно выявляем некачественную, опасную зерновую продукцию на рынке, но мне неизвестны случаи привлечения кого-либо к серьезной ответственности.

ОТМЕНА КОНТРОЛЯ ЭКСПОРТА СНИЗИТ РЕЙТИНГ РОССИИ КАК ТОРГОВОГО ПАРТНЕРА

На сегодняшний день в России подтверждение соответствия качества и безопасности зерна и продуктов его переработки является обязательным только при экспортно-импортных операциях. Это и понятно: конкурентоспособность российского зерна на международном рынке во многом зависит от поставок товара гарантированного качества. Но сегодня ставится вопрос об отмене обязательности государственного контроля и при экспорте зерна. Однако доводы о необходимости такого контроля очевидны не только специалистам, но и большинству добросовестных участников зернового рынка. Разрушение существующей системы государственного контроля может быть расценена как угроза продовольственной безопасности, особенно в условиях отмены обязательной сертификации пищевых продуктов и перехода к декларированию их безопасности. К тому же речь идет об электронном декларировании, то есть без предъявления образца продукции на исследование. Замысел понятен: с помощью административной реформы хотят убрать большое количество контролирующих организаций, которым участникам рынка приходится платить деньги и тратить лишнее время. Но благие намерения иногда приводят к негативным последствиям. После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС вспомнили, что нам необходим Ростехнадзор. Пожары прошлого года продемонстрировали необходимость лесных и пожарных надзоров. В прошлом году в России случился неурожай зерна, и выяснилось, что у нас некому и хлеб подсчитать – где и сколько у нас есть зерна и какого оно качества.

Отмена обязательной сертификации при экспортных отгрузках зерна приведет к тому, что государство лишится объективной информации об объемах и ассортименте экспортируемого зерна, снизится конкурентоспособность российского зерна и, следовательно, рейтинг государства как торгового партнера. Такие случаи в мировой практики происходят регулярно.

Популярные в российском бизнес-сообществе рассуждения о том, что обязательная сертификация приводит к удорожанию конечной продукции, не выдерживает никакой критики. Отменили обязательную сертификацию пищевой продукции, и что – цены снизились? Нет, они только растут. А сюжеты, говорящие об ухудшении качества продуктов питания, можно увидеть на каждом канале телевидения, и эти сюжеты страшно смотреть.

ЧТО НАМ ЗАВОЗЯТ?

Из проверенных в 2010 году 500 тысяч тонн зерновой продукции, импортированной в Россию, 12% не соответствовали установленным требованиям безопасности и качества. Значительную часть импорта – 37% - составляет крупа. Россельхознадзор и подведомственные ему учреждения приложили значительные усилия для наведения порядка при поставках в Россию крупы, вплоть до полного запрета ее ввоза из некоторых стран. Пресечение попыток ввоза в страну некачественной и опасной продукции позитивно повлияло на безопасность продуктов питания: выявление некачественной продукции снизилось с 33% в 2006 года до 12% в 2010-м. Но с июля 2010 года вступил в силу Кодекс Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Этот кодекс, на наш взгляд, ни в коей мере не отменяет государственный контроль качества и безопасности ввозимой зерновой продукции на границе Российской Федерации. Но условия Таможенного союза сегодня позволяют практически бесконтрольно ввозить в нашу страну некачественные и опасные грузы из уважаемых сопредельных государств, эти грузы сопровождаются лишь декларацией соответствия на основе собственных доказательств. При этом у других членов Таможенного союза – и у Казахстана, и у Белоруссии, в отличие от России - существует национальная система контроля качества зерновой продукции на внутреннем рынке.

В России сегодня, по сути, продолжает рушиться система государственного контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки. Этот процесс необходимо срочно остановить – это в интересах всего общества, ибо каждый житель России независимо от его профессии и места жительства является потребителем зерновой продукции и заинтересован в ее высоком качестве.

СПРАВКА

История государственного контроля качества зерна в России

14 августа 1923 года постановлением совета народных комиссаров СССР образована единая государственная хлебная инспекция.

24 февраля 1994 года постановлением правительства Российской Федерации образована государственная хлебная инспекция при правительстве РФ (ГХИ).

12 мая 1994 года приказом ГХИ при правительстве РФ создана центральная республиканская лаборатория ГХИ при правительстве РФ.

6 сентября 1995 года центральная республиканская лаборатория ГХИ при правительстве РФ переименована в федеральную лабораторию ГХИ при правительстве РФ.

8 декабря 2004 года постановлением правительства РФ федеральная лаборатория ГХИ при Правительстве РФ передана Россельхознадзору.

28 марта 2005 года приказом Россельхознадзора Федеральная лаборатория ГХИ при правительстве Российской Федерации переименована в ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки».

В июле 2005 года правительство РФ приняло решение о ликвидации Госхлебинспекции и передаче ее функций Россельхознадзору и федеральному агентству по сельскому хозяйству (также ликвидированному впоследствии).

В августе 2005 постановлением правительства РФ и приказом Россельхознадзора ФГУ «Центр оценки качества зерна» реорганизовано путем присоединения к нему 15 управлений ГХИ.

Сегодня ФГУ «Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» имеет филиалы в основных зернопроизводящих регионах – в Республике Татарстан, Алтайском, Краснодарском, Ставропольском и Приморский крае, Московской, Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Курской, Омской, Ростовской, Тамбовской и Липецкой области.

Источник: журнал «Аграрное обозрение», №2, 2011 год