«Открытая Россия»: в ВТО на взаимовыгодных условиях

«Открытая Россия»: в ВТО на взаимовыгодных условиях

История вступления России в ВТО тянется уже 17 лет. Сегодня многие государственные деятели как внутри страны, так и за рубежом, уверенно заявляют, что последний шаг в ВТО наша страна сделает уже в этом году. Но споры о целесообразности этого решения по-прежнему не утихают. Получить самую актуальную информацию о текущем состоянии переговорного процесса, а также о возможных плюсах и минусах присоединения России к ВТО журналисты смогли 25 марта 2011 года на пресс-брифинге в рамках V Международного конгресса "Открытая Россия: партнерство для модернизации". Организаторами мероприятия выступили Торгово-промышленная палата Российской Федерации и компания «АЭРгрупп».

В дискуссии приняли участие заместитель Директора Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития РФ Владимир Ткаченко, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству Владимир Головнев, Президент компании НЕОКОН Михаил Хазин. В качестве модератора выступил генеральный директор КГ INSIDERS, Президент IABC/RUSSIA Андрей Лапшов.

Россия является своеобразным рекордсменом по срокам вступления в ВТО. Заявка на присоединение была подана в 1993 году, в то время как обычно эта процедура занимает всего 5-7 лет (хотя, например, у Украины на переговорный процесс ушло 15 лет). После официального визита президента России Дмитрия Медведева в США в конце июня 2010 года процесс вступления в ВТО резко активизировался и на серии процедурных переговоров был практически решен.

В частности, на брифинге высокую заинтересованность США в скорейшем позитивном результате подтвердил Президент Американской торговой палаты в России Эндрю Соммерс. Г-н Соммерс отметил, что США поддерживают развитие и глобализацию российской экономики и совместно с российским правительством работают над устранением последних препятствий. Более того, американская сторона, как и многие представители российской власти, уверена в высокой вероятности вступления России в ВТО уже в этом году.

Однако среди российских экспертов по-прежнему нет единого мнения о том, выгодно ли для  России присоединение к Всемирной торговой организации. Коммуникационная группа INSIDERS провела исследования экспертных мнений журналистов, специализировавшихся на вопросах ВТО. Отвечая на вопрос, принесет ли нашей стране пользу вступление в ВТО, 45% журналистов-экспертов ответили утвердительно, 40% - отрицательно, 15% - затруднились ответить. Таким образом, картина далеко, не однозначная.

Как показало исследование, эксперты не сомневаются в том, что от вступления России в ВТО выиграют потребители, отдающие предпочтение импортной продукции, так как снижение таможенных пошлин и насытит рынок дешевыми импортными товарами. Негативная сторона этого процесса заключается в том, что российский производственный сектор, скорее всего, не выдержит конкуренции с иностранными компаниями. Самые большие опасения у журналистского сообщества вызывает судьба агропромышленного комплекса России и отечественного автопрома. Эти темы на брифинге были затронуты в первую очередь, и мнения участников дискуссии кардинально разошлись.

Жесткую критику проекта вступления России в ВТО высказал экономист, президент консалтинговой компании НЕОКОН Михаил Хазин. На его взгляд, Россия не может адекватно представлять свои интересы в рамках международной системы распределения труда. «Вступление в ВТО означает, что мы должны будем что-то производить для всего мира. Полученные от экспорта доходы, соответственно, тратить на закупку импортных товаров. Так что мы будем производить для всего мира?», - по мнению эксперта, пока не получен ясный ответ на этот вопрос, заводить разговоры о вступлении в ВТО бессмысленно.

Более того, г-н Хазин выразил сомнения в перспективах дальнейшего функционирования ВТО в новых посткризисных экономических условиях. По его мнению, неизвестно будет ли система разделения труда, закрепленная в ВТО, существовать через 5-7 лет вообще ВТО может утратить свою роль в мировой экономике, если в ближайшие несколько лет мир распадется на отдельные слабо связанные экономические зоны. В этом случае членство в этой организации станет абсолютно бесполезным.

Владимир Ткаченко и Владимир Головнев отметили, что не разделяют пессимистичного взгляда на вопрос вступления России в ВТО. Так, по мнению Владимира Головлева, нарастающий дефицит продовольствия в мире и колоссальные ресурсы России в этой сфере обеспечат отечественному сельскому хозяйству успех в долгосрочной перспективе. Кроме того, сегодня основной мерой, которую Россия применяет для защиты своих сельхозпроизводителей, являются тарифные квоты. Правила участия ВТО допускают использование этого инструмента. «Единственное ограничение субсидий в сельское хозяйство - по объему. Мы его пока не согласовали, но уже ясно, что сокращения этого объема не будет», - подчеркнул Владимир Ткаченко.

Михаил Хазин на последний довод возразил, что проблему следует искать не в возможном сокращении объемов дотаций: «В Евросоюзе на каждую единицу сельхозпродукции приходится 25% дотации. В США - 12-15%. В России - 3%. Таким образом, сокращать субсидирования сельского хозяйства некуда. Вопрос в том, разрешат ли нам его увеличить в 8 раз?».

Владимир Ткаченко также отметил, что от вступления России в ВТО выиграют российская металлургическая отрасль и производители химической продукции: «Именно представители этих отраслей сталкиваются сегодня с самыми большими ограничениями. Членство в ВТО поможет нам улучшить доступ этой продукции на зарубежные рынки», - подчеркнул эксперт.

Журналистов на брифинге интересовали последствия вступления России в ВТО для автомобильной отрасли. Владимир Ткаченко отметил, что, в первую очередь, российские потребители могут ожидать снижения цен на автомобили, в том числе импортного производства. «По правилам ВТО нельзя создавать дискриминацию по отношению к импортным товарам. Согласно текущим договоренностям Россия должна будет в течение 7 лет снизить нынешнюю заградительную пошлину на импортные легковые автомобили, которая составляет 25%, до 15%», - уточнил эксперт.

При этом у России сохранится возможность поддерживать отечественный автопром, но эта поддержка будет иметь другой формат. Внутренние правила ВТО запрещают выдачу субсидий потребителям для приобретения отечественной продукции взамен импортной. Также государство не сможет напрямую субсидировать продукцию, предназначенную для экспорта. Однако ВТО позволяет без ограничений инвестировать в  НИОКР, увеличивать долю государственного участия в предприятиях автопрома.

По словам Владимира Ткаченко, переговоры о присоединении России к ВТО практически завершены и сейчас идет работа по решению небольшого количества вопросов, касающихся в частности регулирования взаимодействия внутри Таможенного Союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Эксперты сошлись во мнении, что главные усилия сегодня должны быть направлены на согласования максимально благоприятных для России  условий. До того, как страна сделает последний решающий шаг в ВТО, государство должно максимально обеспечить защиту российских производителей в новых условиях.