Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Павел
Субботин в интервью IDK.ru рассказал о деятельности антимонопольной
службы в отношении российского рынка зерна, дал оценку уровню
конкуренции на данном рынке и роли ОЗК.
- Каким образом осуществляется контроль зернового рынка со стороны ФАС?
- Положение о Федеральной антимонопольной службе и закон о защите конкуренции предусматривает необходимые инструменты для того, чтобы осуществлять контроль со стороны ФАС. Первым и самым важным является анализ состояния товарного рынка с точки зрения его сегментации по зерну или по иным продуктам, это может быть и животноводство, и растениеводство. Если говорить о зерновом рынке, то нас часто интересует положение дел с хранением зерна, с его транспортировкой. В целом, рынок зерна в России конкурентен, на нем работают многие игроки, и поэтому здесь нельзя говорить о доминировании какой-то одной компании или группы компаний.
- Как вы считаете, существуют ли в настоящее время какие-то признаки картельных сговоров на рынке зерна России?
- Теоретически, конечно, могут существовать картельные сговоры, но обычно участники рынка это отслеживают. Прежде всего, они следят за потенциальными ценовыми сговорами, за территориальным разделом рынка и так далее. В зависимости от этого мы получаем соответствующие сигналы. В течение последнего полугодия, я точно могу сказать, таких сигналов не было.
- Возможно, есть какие-то громкие антимонопольные дела на зерновом рынке?
- В последние месяцы достаточно крупные и громкие антимонопольные дела были, но непосредственно к зерновому рынку они отношения не имели. Например, дело в отношении ветеринарной службы и главного ветеринарного врача Омской области. Оно касалось вывоза продукции, в том числе и зерновой, со стороны территории, якобы зараженной бешенством. Или дело в отношении правительства Самарской области, которое касалось завоза зерна из Краснодарского края. Осуществлению поставки было неправомерно отказано в связи с тем, что где-то в Краснодарском крае был обнаружен очаг африканской чумы. То есть, подобные дела, связанные с перемещением зерна, с обеспечением работы комбикормовых заводов, имели место.
- Что вы можете сказать по поводу ОЗК, нет ли у нее признаков монополии, нет ли угрозы превращения ОЗК в монополиста зернового рынка?
- С точки зрения положения на рынке, ОЗК, конечно, очень весомый хозяйствующий субъект, оказывающий существенное влияние на зерновой рынок. Это касается и возможного экспорта, о котором много говорят, и тех интервенций, которые сегодня проводит ОЗК, и ожидаемого распределения зерна. Что касается потенциальных угроз, мы должны быть готовыми к тому, что они могут возникнуть, мы должны следить, контролировать состояние рынка и минимизировать все угрозы, эта наша задача.
Возможно, вам хочется услышать про ОЗК что-то более щекотливое, но говорить пока что не о чем. Во-первых, нет экспорта, на что была очень серьезно настроена ОЗК, во-вторых, у нас сегодня нет оснований предполагать, что на предстоящих аукционах могут возникнуть какие-то нарушения со стороны ОЗК, так как уже понятно, что Правительством избран механизм распределения зерна, а не продажи с аукциона. И здесь ОЗК, вместе с Минсельхозом и другими структурами, выступает как одна из шестеренок механизма, на которую возлагается чисто техническая работа. Например, определение заявок, определение наиболее экономичной логистики, контроль своевременности и стоимости работ по загрузке и разгрузке со стороны элеваторов и так далее. То есть угроз я не вижу.
ФАС: нас интересует положение дел с хранением зерна и его транспортировкой
- Просмотров: 2630