Депутат Госдумы РФ Виктор Семёнов: АПК России остался без «подушки безопасности»

Депутат Госдумы РФ Виктор Семёнов: АПК России остался без «подушки безопасности»

В ходе подготовки к VI съезду ТПП РФ Палата России большое внимание уделяет проблемам развития предпринимательства в сельскохозяйственной отрасли. Именно это направление является одним из ведущих в деятельности комитета ТПП РФ по предпринимательству в АПК. Депутат Государственной Думы Виктор Семёнов подвел некоторые итоги работы комитета ТПП РФ за 2010 год и рассказал «ТПП-Информ» о состоянии дел в российском агросекторе:

«Прошедший год был серьезным испытанием на прочность и сельского хозяйства, и нашей аграрной государственной политики в целом. Работа комитета, особенно во II полугодии, была напрямую связана с последствиями небывалой засухи и пожарами. Более 25 тыс. хозяйств пострадали напрямую, треть зернового клина выгорело, многие культуры, такие как картофель, по сути, пропали еще до уборки, в земле.

Правительство оперативно разработало план мер по преодолению последствий засухи, выделило на эти цели около 35 млрд рублей, определилось с источниками восполнения семенного материала и с рядом других задач. Особо хочу подчеркнуть очень жесткое противодействие некоторым попыткам искусственно создать панику на рыке и вызвать ажиотажный спрос на некоторые виды продуктов, гречку, например. Этим лично пришлось заниматься Президенту, и он был быстро услышан мечтающими погреть руки на общей беде.

Однако в этих шагах, как часто бывает, не все нюансы смогли предвидеть, и тут мы очень активно осуществляли ту самую связь между бизнесом и государством во имя сохранения баланса на рынке продовольствия. Мы посвятили ситуации, складывающейся на продовольственном рынке, несколько заседаний, в том числе экстренных. Выработали ряд предложений, которые внесли союзы и ассоциации производителей сельхозпродукции и переработчиков, направили письмо в адрес Первого заместителя Председателя Правительства РФ Виктора Зубкова. Могу назвать, например, отмену запрета на вывоз муки. Ведь в общей структуре экспорта зерна это очень незначительная величина, в то время как для некоторых приграничных регионов торговля с соседними государствами – вопрос жизни и смерти.

Дело в том, что за последнее десятилетие российским компаниям удалось отвоевать на мировом рынке муки определенные позиции. Потерять их легко, а вернуть почти невозможно.

Одновременно, чтобы эффективнее решить вопросы обеспечения населения продовольствием, было предложено отменить пошлины на ввоз картофеля и гречки, изменить исчисление понижающего тарифа на железной дороге для грузов в пострадавшие районы и ряд других мер. Голос производителей был услышан, многие меры были откорректированы так, чтобы, как говорится в пословице, с водичкой не выплеснуть и ребеночка.

Однако есть проблемы, которые скажутся не сегодня, а завтра, в следующем году. В 2010 году у нас были хорошие запасы зерна, достаточно толстая «подушка безопасности». В 2011 году такой подушки априори из-за неурожая-2010 не будет. И думать об этом, и принимать упреждающие меры мы должны уже сегодня.

Небывалая засуха и пожары обострили, в том числе, и такую застарелую беду в нашем секторе, как практически полное отсутствие страхования урожая. По разным оценкам, всего в прошлый сельхозсезон было застраховано только 10-15% от общей площади засеянных полей. Разумеется, при таком положении дел государству пришлось почти в одиночку погашать убытки погорельцев. Хотя мировой опыт учит другому: это бремя должен был разделить со страной страховой бизнес. Поэтому особое внимание в деятельности комитета было направлено на работу над законом об агростраховании. Сейчас он уже одобрен депутатами Государственной Думы в первом чтении, идет его подготовка ко второму и важно, чтобы он успел вступить в силу до начала новых весенне-полевых работ.

Засуха подтолкнула нас и к решению еще одной немаловажной проблемы, которая последние 20 лет только накапливалась. Это работа над программой по мелиорации сельхозземель. Сейчас в Правительстве идут дебаты: выделять ли ее отдельной строкой или включать в уже действующую – по улучшению плодородия? На мой взгляд, не это принципиально. Важно, чтобы земля не осталась без воды, удобрений, необходимого севооборота. Важно, чтобы все эти инструменты были доступны крестьянину.

Весьма позитивная новость ушедшего года – рассмотрение Минсельхозом вопроса о возможном включении пищевой и перерабатывающей промышленности в Госпрограмму развития сельского хозяйства, ее кредитные преференции. Здесь, мне кажется, мы видим результат нарастающей активности и авторитета таких институтов гражданского общества, как союзное движение. Нас стали слышать, с союзами стали считаться.

Не могу не сказать несколько слов об отечественном птицеводстве и свиноводстве, которое успешно развивается в последнее время. 17% по птице и 12-15% по свинине – такие темпы роста в этих отраслях. В результате удалось практически решить проблему обеспечения россиян продукцией этих отраслей. Более того, для дальнейшего стимулирования отечественного производства мы выступили с предложением закладывать продукцию птицеводства и свиноводства в государственный резерв, которое было услышано и поддержано.

Среди позитивных достижений стоит выделить и принятие постановления правительства об изменении правил поставки газа предприятиям агропромышленного комплекса. Все мы хорошо понимаем, что если не найдем адекватные варианты отношений с «естественными монополиями» – поставщиками энергии, газа, тепла, ГСМ, транспортных услуг, то отечественному сельскому хозяйству грозит реальная смерть.

Много вопросов в нашей отрасли, особенно в ее перерабатывающих секторах, возникло в связи с образованием Таможенного союза в составе России, Белоруссии и Казахстана. Еще больше их станет после вступления России в ВТО. Поэтому мы активизировали работу союзов и ассоциаций – членов нашего комитета на скорейшее принятие технических регламентов по продовольствию, на взаимодействие в этой деятельности с белорусскими и казахскими коллегами. Техническое регулирование архиважно и в условиях общего рынка со странами – членами ВТО.

Если мы не успеем принять свои стандарты, то будем «плясать» под дудку зарубежных. А этого допустить нельзя. Да и уровень поддержки сельского хозяйства, о котором мы договорились со своими коллегами по переговорам, на самом деле еще не достигнут, он ниже почти в три раза. Так что работы много, времени мало, темпы принятия решений и их реализации должны быть оптимальными».