«Семейные фермы» не смогут реанимировать АПК Черноземья

«Семейные фермы» не смогут реанимировать АПК Черноземья

Совладелец группы «Черкизово» Игорь Бабаев активно налаживает контакты с губернаторами регионов, агропромышленный комплекс в которых переживает не самые лучшие времена. В планах Бабаева – создать сеть молочных ферм под управлением специально созданного для этих целей ЗАО «Бабаевское молоко».

Однако интерес вызывает не столько идея ввода в строй крупных животноводческих предприятий, сколько готовность бизнесмена развивать параллельно с основным молочным бизнесом семейные мини-фермы. Так, уже заявлено о готовности группы компаний помогать в строительстве жилья для фермерских семей, закупке скота и кормов. Произведенное молоко крестьяне будут сдавать на переработку на предприятия Бабаева. В перспективе фермеры смогут выкупить свой бизнес. В Черноземье проектом «Черкизово» заинтересовались власти Липецкой и Тамбовской областей. АПК здесь и до кризиса не блистал успехами, поэтому предложение бизнесмена чиновники восприняли с энтузиазмом. Вот только могут ли стать малые хозяйства паровозом, который потянет за собой всю отрасль, – большой вопрос.

Опыт агрессивной «раскрутки» системы личных подсобных хозяйств, к слову сказать, в Центральном Черноземье уже имеется. Три года назад губернатор Белгородской области Евгений Савченко заявил о запуске проекта «Семейные фермы Белогорья». К тому времени уже было объявлено о завершении в регионе целевых программ по увеличению производства мяса птицы и свинины. Агрохолдинги уровня «Приосколья», «Белгранкорма» или «Белой птицы» вышли на общероссийский рынок, конкурируя между собой за пределами Белгородской области. Крупные вертикально интегрированные производства стали для местных властей пройденным этапом. Семейные фермы же изначально не противопоставлялись таким компаниям. На крестьян «повесили» производство продукции, которая могла бы сделать подсобные хозяйства конкурентоспособными и независящими от серьезных игроков – утиное мясо, грибы, овощи, молоко, мед и т.п.

Инвестиции впечатляют: только по итогам трех кварталов 2010 года в проект привлекли 605 млн рублей. По программе стабилизации на рынке труда 1345 фермеров получили деньги на открытие своего бизнеса. Создана сеть магазинов «Фермер», торгующих натуральной продукцией, крестьян объединили в кооперативы, чтобы удобнее было организовывать переработку и реализовывать продукцию. Участниками программы стали 17 тыс. белгородцев

Однако можно с уверенностью утверждать, что сегодня опыт «Семейных ферм Белогорья» ни в Тамбове, ни в Липецке повторить не удастся. Почему? Просто потому, что в Белгороде программа по развитию малых хозяйств была в первую очередь социальным проектом. И хотя на словах декларировалось, что основная цель губернаторской инициативы – замещение ввозимой в регион сельхозпродукции товарами местного производства, на деле (и об этом беспрестанно повторяли белгородские чиновники) властям гораздо важнее было обеспечить селян рабочими местами. Не случайно большинство экономических расчетов программы строилось именно на потенциальных доходах фермеров. От доходов рассчитывались инвестиции, количество ферм, объемы производства продукции.

Паровоз белгородского АПК – агрохолдинги – загрузился и уехал, освободив региональную экономику от зависимости от горнодобывающей и металлургической промышленности. Так, в первом полугодии 2010 года местные сельхозпредприятия произвели продукции в объеме 38,7 млрд рублей. Для сравнения, промпредприятия – 180,2 млрд. Задача фермеров не реанимировать агропром, что, судя по всему, хотят сделать в Липецке и Тамбове. «Семейные фермы Белогорья» - программа по ликвидации безработицы и отчасти -  формированию этакого сельского среднего класса. Максимум что сможет сделать совладелец «Черкизово», вложив в свой молочный проект заявленные 300 млн долларов, – дать по паре тысяч лишних рабочих мест на регион. Молочный бизнес Бабаева такие инвестиции скорее всего окупит, вот только вряд ли животноводство после этого станет весомой статьей доходов того же тамбовского бюджета. Тем более что неудачный опыт начала девяностых, когда основная ставка в подъеме отечественного сельского хозяйства делалась на фермеров, у нас уже есть. По данным, озвученным на последнем съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России (АККОР), за последние 13 лет число хозяйств увеличилась со 183 тыс. до 261 тыс. Между тем в пользовании у них сегодня находится всего одна десятая от всех обрабатываемых земель. Если считать в денежном выражении, то тут ситуация еще печальнее: по информации Росстата, фермеры производят продукции в десять раз меньше, чем рядовые огородники.
Сергей Антонов,
Главный редактор белгородского интернет-агентства «Медиатрон»