Убийство 12 человек на Кубани раскрыто?

Убийство 12 человек на Кубани раскрыто?

Убийство 12 человек на Кубани раскрыто, заявил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Также губернатор объявил об увольнении замглавы администрации района, где произошло убийство, и начальника местной милиции, сообщает Лента.ру.

В рамках уголовного дела об убийстве 12 человек в станице Кущевская Краснодарского края 15 ноября были задержаны предполагаемые лидеры местной преступной группировки - кандидат наук Сергей Цапок и депутат местного совета Сергей Цеповяз. Возобновлено расследование 220 дел, в причастности к которым подозревают членов группировки. Глава Следственного комитета РФ назначил прием жителям станицы. Похоже, эту историю банда, контролировавшая район в течение 15 лет, не переживет.

По сведениям правоохранительных органов, банда в станице Кущевской была создана в 1995 году. Лидером группировки стал Николай Цапок по кличке Коля Сумасшедший. Уже в 1997 году местная газета "Вперед", на тот момент еще сохранявшая трогательно-наивный стиль советских изданий, написала: "В станице существует группа молодых "крутых" парней, которые не останавливаются ни перед чем. Они угрожают девчатам, запугивают их. Могут встретить понравившуюся им девушку при выходе из училища, грубо затолкать в машину и увезти".

Младший брат Коли Сумасшедшего, казалось бы, не пошел по стопам старшего родственника. В 1999 году Сергей Цапок закончил Ростовский государственный университет и впоследствии защитил диссертацию на тему "Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя". Согласно автореферату этой работы, Цапка-младшего интересовали "социокультурная специфика сельского образа жизни", "трансформация трудовых ценностей как важнейшего, базового компонента образа жизни селян", "трансформация семейных ценностей и ценностей общения" и даже "характер и предпосылки социальных отклонений, возникающих в ходе трансформаций аксиологического пространства села". Правда, при рассмотрении последнего пункта молодой ученый не стал упоминать такую проблему, как организованная преступность, а ограничился скромным указанием на пьянство, воровство и семейное насилие.
Научный руководитель Сергея Цапка, профессор Виктор Ильин сказал журналисту газеты "Комсомольская правда", что автор диссертации казался ему настоящим "спасителем села". Ильин выразил восхищение тем, что Цапок "отлично разбирался в тонкостях сельского хозяйства - объяснял мне, например, почему корову нужно доить в пять утра, а не в восемь". Однако в правоохранительных органах считают, что Цапок-младший был человеком разносторонним. В 2002 году, когда Николай Цапок был убит, его младший брат принял в свои руки "семейный бизнес" и вместо дойки коров активно занялся "дойкой" фермеров.

Фермер Николай Дашкин, который некогда вынужден был бежать из Кущевской в другой регион, рассказал "Комсомольской правде", как это происходило. По словам Дашкина, сначала на фермера слегка "давили" рядовые члены банды. Если после этого он не соглашался платить "дань", к делу подключался местный УБОП, с которым группировка наладила сотрудничество. Если же бизнесмен и после этого пытался противостоять поборам, его ожидала смерть. В частности, в 2002 году были убиты двое фермеров - отец и сын Богачевы. Также был убит фермер Анатолий Смольников по кличке Бабон. Однажды жертвой бандитов стал высокопоставленный чиновник - глава Кущевского района Борис Москвич.

Таким образом члены банды, которых по фамилии предполагаемого главаря называли "цапками", зарабатывали деньги. А ради развлечения они активно занимались "трансформацией семейных ценностей и ценностей общения". Преступники действовали все по той же схеме, описанной газетой "Вперед" еще в 1997 году. Если верить рассказам местных жителей, жизнь девушек в Кущевской была едва ли не более опасной, чем на территории, оккупированной вражескими войсками. Если девушка нравилась кому-то из "цапков", то ее в лучшем случае могли принудить к регулярным встречам с ним, а в худшем - попросту подвергали групповому изнасилованию. Пенсионерки, сдающие жилье, даже отказывались пускать к себе слишком юных постоялиц. Они знали, что дверь дома, в котором живет симпатичная девушка, в любой момент может быть выбита бандитами.

Жаловаться на преступников в милицию было бесполезно - местные жители утверждают, что милиционеры тесно сотрудничали с "цапками". Между тем, в станице располагается крупное учебное заведение - Северо-Кубанский гуманитарно-технологический институт. Жительницам окрестных населенных пунктов было обидно, что из-за дурной славы Кущевской они не могут спокойно получать там образование. Как результат, в 2005 году студенты института обратились с жалобой в правительственную "Российскую газету", к губернатору Краснодарского края Александру Ткачеву, занимавшему тогда пост прокурора края Сергею Еремину и начальнику ГУВД Сергею Кучеруку. Авторы жалобы утверждали, что "цапки" не только насилуют девушек, но и отнимают у студентов сотовые телефоны и деньги, а также избивают тех, кто "неправильно ходит".

Корреспондент "РГ" обратился за комментарием к заместителю директора расположенного в Кущевской медицинского училища Юлии Перепичь, которая подтвердила, что и ее подопечные страдают от действий преступников. "В прошлом году десять первокурсниц в первые же месяцы бросили учебу. Опять по тем же причинам - их били и насиловали", - рассказала Перепичь. Первая статья о кущевских бандитах была опубликована в "РГ" 25 октября 2005 года, а уже 16 ноября издание напечатало бравурный материал, в котором говорилось о проведении в Кущевской многочисленных проверок, по итогам которых было возбуждено 11 уголовных дел. Причем прокурор Еремин сказал журналистам: "В ходе проведения проверки по жалобам студентов и при расследовании вышеуказанных уголовных дел не было установлено фактов совершения преступных посягательств в отношении учащихся членами каких-либо организованных преступных группировок". Местные жители подтвердили, что после жалобы студентов бандиты "как будто растворились". Однако станичники выражали уверенность в том, что после окончания проверок "цапки" вернутся. И, конечно же, они не ошиблись.

Как раз в 2005 году, пока обеспокоенные статьей в правительственной газете правоохранительные органы возбуждали дела в отношении рядовых хулиганов и насильников, руководство банды спокойно осуществляло операцию по легализации своей власти. Сергей Цапок выдвинул свою кандидатуру на выборах депутатов Кущевского районного совета - и победил. Мать Цапка Надежда на тот момент уже возглавляла одну из крупнейших местных агрофирм "Артекс-Агро", а главой другого крупнейшего хозяйства "Слава Кубани" был родственник члена банды Сергея Цеповяза, член "Единой России" Вячеслав Цеповяз. Фактически группировке удалось в полной мере завоевать власть - как политическую, так и экономическую. И после перевыборов местного совета в 2010 году ничего не изменилось - просто вместо Цапка депутатский мандат получил Сергей Цеповяз.

"Цапки" могли бы спокойно править Кущевской еще очень долго, если бы не потеряли остатки осторожности. В ночь на 5 ноября 2010 года в станице было совершено преступление, поразившее всю страну и наконец привлекшее внимание федеральных властей к криминогенной обстановке в этом населенном пункте. Фермер Серевер Аметов, не желающий платить "дань" бандитам, 4 ноября пригласил в свой дом гостей - свояченицу Марину Мироненко с мужем, финансовым директором крупной ростовской фирмы "Астон" Владимиром Мироненко, и другими родственниками. Также в гости зашла соседка Наталья Касьянова. Посреди застолья в дом Аметова ворвались бандиты и убили всех 12 человек, находившихся в доме: Аметова с женой, его невестку с девятимесячной дочкой, обоих Мироненко с дочерьми одного года и пяти лет, пожилых тестя и тещу Аметова и Мироненко, а также Касьянову и ее 14-летнего сына Павла, не вовремя зашедшего к соседям за матерью. Взрослых убийцы зарезали, а детей задушили. Фактически из всей семьи Аметова остались в живых только сын Джалиль (он в ночь убийства дежурил на ферме) и дочь Лиля (она с мужем живет отдельно). После убийства преступники попытались сжечь дом, но огонь не разгорелся.

10-11 ноября по подозрению в убийстве были задержаны четверо молодых людей: братья Алексей и Евгений Гуровы 1986 и 1990 годов рождения (известны под кличкой братья Бобры), Вячеслав Скачедуб 1993 года рождения и Игорь Майданюк 1994 года рождения. При задержанных обнаружили наркотики, и дело потихоньку начало обретать вид "резни в исполнении невменяемых наркоманов". Однако резонанс преступления был слишком широк, и в прессу немедленно попали слухи о причастности Бобров, Скачедуба и Майданюка к банде Цапка. Вскоре была оглашена версия преступления, гораздо более серьезная, чем "наркотическая". СМИ предположили, что молодые люди хотели стать полноправными членами банды Цапка, и "старшие товарищи" приказали им в качестве испытания расправиться с семьей и гостями строптивого фермера. Позднее была оглашена официальная версия следствия, согласно которой мотивом убийства стала месть. Однако за что именно мстили фермеру, не уточняется.

Сначала никто из задержанных не признавался в убийстве. В СМИ попала информация о том, что вроде бы признательные показания дал Скачедуб, но в суде, когда подозреваемых арестовывали, юноша отчетливо прокричал о своей невиновности. А недавно журналистам стало известно, что молодые люди начали валить вину друг на друга. Каждый из них говорит, что убийство совершили остальные трое, а лично он ни к чему не причастен. При этом подозреваемые уже признались, что выбросили орудия убийства в реку Ея. Русло реки прочесывают водолазы.

Многие местные жители, опрошенные журналистами, не верят в виновность Бобров, Скачедуба и Майданюка в убийстве. По мнению собеседников СМИ, молодые бандиты не могли столь профессионально убить 12 человек. Впрочем, некоторые жители Кущевской утверждают, что подозреваемые виновны в ряде менее резонансных преступлений. "А ничего, что эти не убивали: столько на них крови и слез наших девок, что пусть сядут хоть за Аметова", - заявила местная жительница, имя которой не называется.
 
Тем временем широкий общественный резонанс вынудил правоохранительные органы обратить внимание на предполагаемое руководство группировки. Уже 15 ноября были задержаны Сергей Цапок и Сергей Цеповяз. Причем последний, как стало известно журналистам, после допроса устроил истерику. Он упал на колени, заплакал и начал кричать: "Не убивайте меня!". При этом в милиции утверждают, что на допросе Цеповязу никто не угрожал.

Кроме того, объявлен в розыск друг Цапка - глава ЧОП "Центурион-Плюс", сын владельца сети магазинов Владимир Алексеев по кличке Вова Беспредел. Также СМИ сообщали о некоторых других подозреваемых и задержанных, но официального подтверждения эта информация пока не получила. Одно можно сказать с уверенностью - за "цапков" взялись серьезнее, чем когда-либо. Как стало известно журналистам, правоохранительные органы возобновили расследование примерно 220 уголовных дел, фигурантами которых являются члены банды Цапка. Предполагается, что кущевские милиционеры, закрывшие эти дела, сотрудничали с бандитами. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил, что 22 ноября лично проведет в Кущевской прием населения, чтобы "объективно оценить состояние правопорядка на территории района".

Впрочем, многое ли ему расскажут - неизвестно. Побывавшие в Кущевской журналисты центральных изданий свидетельствуют, что станичники все еще очень сильно боятся "цапков". Газета "Ведомости" пишет, что некий сотрудник местного ОВД, услышав в телефонном разговоре фамилию Цапка, бросил трубку. Другой сотрудник милиции, приходящийся зятем отцу одной из убитых Владимиру Сребному, пытался помешать беседе тестя с корреспондентом "Комсомольской правды". Милиционер постоянно звонил Сребному на мобильный телефон и требовал прекратить интервью.

Местная газета "Вперед" за минувшие 13 лет также утратила разоблачительный пыл. Казалось бы, сейчас ее сайт должен изобиловать подробнейшими разгромными статьями о событии, прославившем Кущевскую на всю страну. Однако это не так - на сайте есть лишь несколько куцых материалов, содержащих минимум сухой информации. Когда корреспондент "Комсомольской правды" пытался побеседовать с коллегой из "Вперед", редактор газеты прервал разговор недвусмысленным окриком: "Не говори! Не говори ничего, у нас и так уже редакцию поджигали!".

Родственники погибших Павла и Натальи Касьяновых не открыли журналистам калитку. Хотя корреспонденты заметили, что на окне шевелилась занавеска. Как только журналисты отошли от забора, из дома выскочили несколько человек, сели в машину и уехали. Точно так же не открыли калитки все другие соседи Аметовых.
Как стало известно СМИ, на нескольких домах соседей Аметовых установлены камеры видеонаблюдения. Однако все соседи дружно отказались предоставить записи следователям, объявив, что в ночь на 5 ноября камеры были отключены.

Между тем Надежда Цапок категорически отрицает причастность своего сына к убийству. Владелица "Артекс-Агро" подчеркнула, что если бы ее сын был влиятельным бандитом, то их семье не было бы смысла нагружать себя легальным бизнесом. Довод довольно-таки слабый - эксперты отмечают, что после окончания "лихих девяностых" главари преступных группировок по всей России постарались перевести часть активов в легальные сферы. Впрочем, Цапок заявила, что в ближайшее время адвокат ее сына выступит с более развернутым опровержением версии следствия. Возможно, это заявление будет более убедительным. В конце концов, презумпцию невиновности никто не отменял, и до вынесения приговора нельзя исключить, что Цапки стали невинными жертвами наветов односельчан, следователей и журналистов.

Тем временем, члены Общественной палаты обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой собрать внеочередное совещание Совета безопасности РФ, посвященное событиям в Кущевской.

"Вскрывшиеся обстоятельства очевидно демонстрируют, что массовое убийство и преступления, которые происходили в регионе - далеко не частный случай. Это типичная картина уголовного геноцида против населения России", - подчеркивают в палате.