Запрет на экспорт российского зерна привел к сильному подорожанию муки во многих странах

Запрет на экспорт российского зерна привел к сильному подорожанию муки во многих странах

Все больше стран, которые ранее импортировали зерно из России, констатирует - мука дорожает быстрыми темпами. Причем на российском рынке ситуация такая же. В ФАС недоумевают, почему рост цен на хлеб и хлебобулочные изделия уже начался, когда в ходу еще зерно прошлого урожая. По мнению экспертов, восходящий ценовой тренд продолжится как в России, так и в мире.
Ажиотаж с хлебом возник еще даже до вступления в силу зернового эмбарго России. Наша страна ближайшие два года не сможет вернуться к прежнему объему экспорта. Так, в Египте, который Россия обеспечивает зерном почти на 50%, дело дошло до трагедии. Когда только пошли слухи о предстоящем подорожании хлеба и возможных перебоях с основным продуктом питания египтян, у хлебной лавки в одном из городов на юге страны возникла давка и драка за хлеб, в результате погибли люди. Продажа хлеба в Египте и так осуществляется по субсидируемым ценам. При смене импортера неизвестно, что будет с его стоимостью.
По данным исследовательского центра "СовЭкон", на последнем тендере GASC, на котором Египет закупил российскую пшеницу за день перед объявлением запрета на экспорт российского зерна, цены были от $252/т до $270/т ФОБ, Новороссийск. Последовавший затем взлет мировых цен к отметке $300/т был вызван не напряженным мировым балансом пшеницы, а введением запрета на экспорт российской пшеницы. В противном случае этих цен просто не было бы.

Растут как на дрожжах
Ситуация в Мексике тоже непроста. Эта страна самостоятельно удовлетворяет свои потребности в пшенице лишь на 55% и ежегодно закупает зерновых на сумму $2,3 млрд. Из-за засухи в России цена на пшеничную муку в июле, еще до эмбарго, выросла на 20%. А теперь, с 15 августа, по итогам месяца, по словам председателя Национальной палаты хлебной промышленности Мексики Леопольда Гонсалеса, цены возрастут еще примерно на 20%. Таким образом, суммарно мука подорожает в полтора раза, и это всего за два месяца!
Временный запрет на экспорт зерна из России оказал влияние и на далекий греческий рынок: мукомолы предупредили о резком росте цен на свою продукцию. По данным греческой газеты "Вима", цена муки может повыситься на 25%, а цена хлеба - на 20%, также вырастут цены на молоко и мясо из-за дороговизны кормовых культур.
Все же цены на муку в Греции пока что значительно ниже, чем во время последнего пика весной 2008 года: тогда 50-килограммовый мешок муки для выпечки хлеба стоил 35 евро, а сейчас его оптовая цена составляет 19-22 евро. Министерство экономики страны заявило, что на этой неделе исследует цены на рынке хлебобулочных изделий. Вопросом цены на хлеб заинтересовалась и комиссия по конкуренции при греческом правительстве. В случае необходимости власти вмешаются в ценообразование.
Грузия, уже пострадавшая из-за запрета на ввоз в Россию местного вина, теперь получит убытки из-за введенного зернового эмбарго. Сейчас стране срочно требуются альтернативные зерновые источники. Глава крупнейшего в Грузии импортера зерна компании "Агроком" Кетеван Кублашвили отметила, что есть возможность завозить пшеницу из США, Канады и Европы, но "это будет дороже". Российскую пшеницу страна закупала по $260, из других стран ее придется завозить по $350-380 за тонну. Поэтому вполне вероятно, что подорожает хлеб.
В Грузии ежегодно потребляется 750-800 тыс. тонн пшеницы, причем только 10-15% от этого объема - внутреннее производство страны, дефицит восполнялся в основном за счет импорта зерна из России, а также из Казахстана и с Украины. В этом году урожай ожидается в лучшем случае в пределах 60-65 тыс. тонн, что почти на 25% меньше, чем было получено в прошлом.
Вышеперечисленные - далеко не все страны, которые пострадают от зернового эмбарго России. Под ударом - страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки, куда приходится наибольший объем российского экспорта. Крупнейшие импортеры: Египет, Азербайджан, Турция, Иран, Сирия, Пакистан, Бангладеш и ряд других стран этих регионов. "Их потери могут быть довольно значительными, учитывая рост цен на мировом рынке, а также неурожай на Украине и в Казахстане", - отмечает партнер BDO в России Елена Хромова.

Незаменимых нет
По мнению экспертов, дефицит зерна в странах-импортерах будет восполняться в основном за счет поставок из США, стран ЕС, Канады, Аргентины и Австралии. "Тем не менее рост цен на продукты будет существенным, учитывая текущую конъюнктуру рынка, - отмечает Елена Хромова. - Причем речь идет не только о хлебе и крупах, но и о продукции животноводства".
Временный запрет на экспорт, по опасениям некоторых экспертов, может привести к тому, что Россия потеряет свои позиции на мировом рынке, ведь до эмбарго наша страна входила в число крупнейших экспортеров зерна. В "СовЭконе" соглашаются, что возврат к масштабному экспорту - вопрос не нынешнего сезона и, весьма вероятно, не следующего - 2011/2012 г. Эти выводы эксперты делают исходя из состояния баланса и видов на общие предложения зерна 2011/2012 г. "К этому сезону Россия подойдет с крайне низкими входящими запасами, плюс сейчас мы видим серьезные риски недобора урожая в 2011 году", - рассказывает исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов-младший.
Тем не менее, по словам аналитика, Россия не уступит рынки, на которых раньше была главным экспортером, это понятие некорректно по отношению к товарному рынку зерна. "Это не потребительский рынок, где есть торговые марки, которые завоевывают лояльность потребителя, - объясняет Андрей Сизов-младший. - Товарный рынок характеризуется однородным товаром и ценами. Например, египтянам все равно - покупать французскую пшеницу или российскую, если она стоит одинаково при сопоставимом качестве".
Когда Россия вернется к экспорту, она будет работать с теми же странами, что и ранее. По словам эксперта "СовЭкона", в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке нет высоких требований к качеству, там отлично идет пшеница 4-го класса - наша основная экспортная позиция.

Самим не легче
Российские власти ввели зерновое эмбарго для того, чтобы уберечь внутренний рынок от колебаний и роста цен - ожидаемых последствий засухи и недобора урожая в стране. Но должного эффекта от этой меры пока не ощущается. Российские переработчики, пекари и потребители также столкнулись с ростом цен. "Цены на хлеб растут, что вполне ожидаемо, - рассказывает Андрей Сизов-младший. - За июль цена на пшеничный хлеб выросла на 0,1%, а за девять дней августа - уже на 0,5%". По прогнозам "СовЭкона", к концу месяца подорожание хлеба будет исчисляться несколькими процентами и может достигнуть 20% в годовом выражении. Восходящий ценовой тренд будет продолжаться, причем до конца года хлеб будет дорожать быстрыми темпами - в среднем несколько процентных пунктов в месяц.
Цена вырастет не только на хлеб и хлебобулочные изделия. "СовЭкон" дает прогноз продовольственной инфляции на уровне 10,2-13,7% на конец года, это в 1,5-2 раза выше по сравнению с прошлым годом, когда показатель был всего 6,8%. "Прогноз цен на хлеб и хлебобулочные изделия в России зависит в первую очередь от действий правительства, поскольку эти продукты входят в перечень социально значимых и цены на них могут временно регулироваться государством при повышении средней цены в отдельном регионе более чем на 30% в течение 30 дней, - считает Елена Хромова. - Однако для продуктов, не входящих в перечень, такое регулирование не предусмотрено, соответственно рост цен вполне может превысить означенный порог".
Но есть и другая точка зрения. По словам директора ФГУ "Федеральный центр оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки" Александра Хатунцова, волноваться не о чем. Предварительные результаты мониторинга зерна нового урожая показывают большую долю продовольственного зерна по сравнению с прошлым годом. "По моему мнению, продовольственного и непродовольственного зерна в России достаточно как для обеспечения населения, так и для нужд животноводства, - объясняет свои прогнозы Александр Хатунцов. - В связи с этим я не вижу объективных причин для повышения цен на хлеб и хлебобулочные изделия". Пока же ценники в магазинах говорят об обратном.
Финансовые Известия