Ю. Трушин: "Сегодня «проблемные» долги есть у всех"

Ю. Трушин: "Сегодня «проблемные» долги есть у всех"

В условиях экономической нестабильности большинство банков заняли выжидательную позицию, значительно сократив объемы кредитования и предпочитая работать с краткосрочными кредитами. Тем не менее, кредитование нефинансовых предприятий за первое полугодие 2009 года выросло на 2,6%. Немалая заслуга в этом принадлежит государственным банкам и, в частности, Россельхозбанку. Председатель Правления ОАО «Россельхозбанк» Юрий Трушин рассказывает о перспективах малых форм хозяйствования, социальной ответственности бизнеса и о том, зачем вообще нужны банки на селе.

— В рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» ставились весьма амбициозные задачи. В частности, Россельхозбанк разрабатывал программы предоставления кредитов крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам. Вы довольны полученными результатами?
— Безусловно, мы довольны результатами. И, наверное, главное наше достижение это даже не количество выданных кредитов. Нам удалось достигнуть главного — построить структуру и запустить систему аграрного кредитования, привлечь в нее людей. Научить владельцев и личных подсобных хозяйств, и крестьянских (фермерских) пользоваться кредитными ресурсами.
Посмотрите, что было в конце последнего десятилетия прошлого века. Аграрный комплекс страны лихорадило, спад объемов производства сельхозпродукции был катастрофическим. И одновременно аграрное кредитование сведено на нет. Даже прекратил свое существование аграрный банк. За счет собственных средств аграрный бизнес вести очень сложно, практически невозможно, так как производственный цикл в сельском хозяйстве длинный, и скопить денег на расширение производства очень не просто. Поэтому весь мир живет по принципу: занял — застраховал — произвел — раздал — чуть-чуть себе оставил — снова занял. Поэтому и нацпроект строился на кредитной основе.
Необходимо упомянуть, что за 2006-2007 г.г. владельцам личных подсобных хозяйств было выдано более 300 тысяч кредитов на сумму свыше 41 млрд рублей. За счет кредитных ресурсов банка почти 12 тысяч фермерских хозяйств получили новый импульс развития. Что это дало? В течение двух лет производство сельхозпродукции силами малого агробизнеса заметно выросло.

— А какими видятся перспективы малых форм хозяйствования в условиях кризиса?
— Знаете, мы все любим говорить о крупных проектах, о финансировании огромных строек и т.п. А по сути, около 65% всего продовольствия у нас производят частные семейные хозяйства и мелкие фермеры. Причем, если смотреть по отдельным позициям, то ситуация еще интереснее: картофель, овощи около 90%, молоко — порядка 65%. Поэтому заложенное еще в нацпроекте возмещение 95 процентов ставки рефинансирования дает малому бизнесу дополнительный стимул для развития. Тем более что крупные производители все активнее начинают работать в связке с мелкими. Те же мясокомбинаты активно работают с малыми хозяйствами, покупая у них мясо в переработку. Поэтому перспективы у сельского малого бизнеса есть и весьма хорошие.
В свою очередь, Россельхозбанк остаётся основным кредитором малых форм хозяйствования на селе. Доля банка в данном сегменте — свыше 75% кредитов, выданных всей банковской системой России. С начала 2009 года свыше 100 тысяч владельцев личных подсобных хозяйств, порядка 5 тысяч фермерских хозяйств и более 3 тысяч кооперативных организаций получили кредиты Банка на общую сумму 44 млрд руб.

— Насколько рискованно кредитовать малый бизнес на селе и вообще агропромышленный комплекс? Готов ли банк к невозвратам?
— Скрывать не буду, за 9 месяцев 2009 года доля просроченной задолженности в кредитном портфеле Россельхозбанка увеличилась почти на процент — до 2,9%. Однако просроченная задолженность по банковскому сектору в целом в 2 раза больше: на 1 октября 2009 года она составила 5,8%. При этом следует отметить, что в нашем банке доля «плохих» кредитов, взятых малым бизнесом и физическими лицами, меньше 1%. Наши заемщики — люди ответственные. Думаю, что для такого непростого года это терпимый показатель.

— Но в этом «непростом году» многие сельхозпроизводители потеряли урожай, под который в том числе брались кредиты. Что делал РСХБ в плане реструктуризации и пролонгации этих кредитов?
— Россельхозбанк принял решение о пролонгации предоставленных им кредитов на срок до 1 года, а по кредитам предприятиям, занимающимся исключительно растениеводством — на срок до 3 лет. Кроме того, мы не отменили ни одного социального кредита. Мы не ужесточили, как некоторые банки, условия предоставления кредитов. У нас с этим все было нормально, поэтому не было никаких жестких мер.

— В ближайшее время российский банковский сектор может стать достаточно крупным собственником самых разных активов. Во многих случаях эти активы банкам не нужны и рассматриваются в качестве «проблемных». Перед РСХБ эта проблема стоит?
— Сегодня «проблемные» долги есть у всех. Это в нынешней ситуации неизбежно. Время такое. Другое дело, как к ним относиться. Мы не собираемся избавляться от «лишних» активов, списав их и начав с чистого листа. Мы всегда помним, что за цифрами «плохих» долгов стоят простые люди, которые работают на этих предприятиях и делаем все возможное, чтобы не останавливать производство. К примеру, ни один из заводов питерской агропромышленной группы «Евросервис», крупнейшим кредитором которой является Россельхозбанк, не остановился. Мы их поддержали, чтобы не растерять рабочие места, производство. Это с одной стороны. С другой стороны, банк всегда внимательно относился к активам, которые выступали в качестве залогов, на стадии оформления кредита. Поэтому говорить, что перед банком такой проблемы не стоит, конечно, нельзя, но это рабочие моменты.

— Знаю, что в этом году Россельхозбанк ежемесячно увеличивал свой кредитный портфель примерно на 3%. За счет чего банк смог этого добиться?
— Все дело в том, что РСХБ — один из финансовых институтов, который предоставляет долгосрочные кредиты по различным направлениям аграрного производства. Это развитие животноводства, техническое перевооружение сельского хозяйства, модернизация перерабатывающей промышленности. Мы выдаем кредиты на покупку российской сельскохозяйственной техники и финансируем проведение сезонных полевых работ, хотя в период кризиса многие банки отшатнулись от этого. Поэтому нет ничего удивительного в том, что по состоянию на 1 октября кредитный портфель «Россельхозбанка» достиг 594 млрд рублей, а объем выданных кредитов за 9 месяцев превысил 300 млрд рублей. Мы как кредитовали, так и кредитуем, не останавливаясь даже в самый разгар кризиса. Проведение сева озимых, подготовка к зиме, покупка техники и горюче-смазочных материалов — как это остановишь? Это жизнь.

Последние новости