В этом году урожай зерна в России будет как минимум на 20 млн тонн
ниже прошлогоднего и, по самому оптимистическому прогнозу, составит
108,1 млн тонн. Причина столь резкого сокращения – прошедшая в этом
году засуха. По словам президента Российского зернового союза Аркадия
Злочевского, только европейская часть России в этом
сельскохозяйственном году из-за засухи потеряет порядка 10–15 млн
тонн, пишет Версия.
Но, судя по всему, для российских крестьян было бы куда предпочтительнее и вовсе не иметь урожая. Уже сегодня аналитики рынка предупреждают, что даже в этом не слишком урожайном году у России могут возникнуть серьёзные сложности с реализацией продукции. Отметим, что аналогичная ситуация в отечественном АПК сложилась и в прошлом году. Пока чиновники бодро рапортовали о небывало высоком урожае, фермеры ломали голову над тем, как бы его реализовать. В результате значительная его часть по сей день остаётся невостребованной и попросту гниёт.
Всё дело в том, что из года в год российские фермеры естественным образом пытаются реализовать свою продукцию по как можно более высоким ценам. Но вот незадача: с завидной регулярностью озвучиваемые планы проваливаются.
Напомним, что в прошлом году дело дошло даже до того, что Ассоциация крестьянских и фермерских хозяйств России выступила с заявлением о том, что аграриям стоит приостановить продажи зерна в ожидании подходящих цен на рынке. Проблема, однако, в том, что реальной возможности диктовать свои условия на рынке у производителей как раз и нет. Уже к концу года большинству из них надо будет гасить банковские кредиты, с тем чтобы в начале следующего года вновь кредитоваться, дабы успеть к посевной.
«Поддержка АПК – наш несомненный приоритет. За последние годы серьёзно выросло финансирование этой отрасли, мы обеспечили значительное увеличение капитала Россельхозбанка и Росагролизинга», – заявил в ходе недавнего совещания по вопросам уборки урожая в этом году премьер-министр Владимир Путин.
По его словам, большим подспорьем для аграриев должно стать решение о повышении до 80% уровня субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, в том числе для приобретения топлива и удобрений. Кроме того, с 1 июля этого года горюче-смазочные материалы для сельхозпроизводителей отпускаются с 10-процентной скидкой от их оптовой цены.
Но подобные меры едва ли помогут серьёзно улучшить финансовое положение. И предлагаемые премьер-министром льготы едва ли смогут покрыть возрастающие затраты. Например, с начала года производители минеральных удобрений подняли цены на свою продукцию на 30–40%. Подорожала и сельхозтехника. Дабы поддержать отечественного производителя – «Ростсельмаш», правительство в конце прошлого года ввело заградительные пошлины на ввоз зарубежной зерноуборочной техники. В результате российские производители, оказавшись фактическими монополистами на рынке, подняли цены на свою продукцию.
Тем не менее чиновники по-прежнему всерьёз полагают, что аграрии смогут компенсировать свои затраты за счёт продажи урожая. Первый вице-премьер Виктор Зубков, курирующий в правительстве сельское хозяйство, заявил, что проблемы с реализацией прошлогоднего урожая возникли в связи с тем, что цена на зерно была не очень высокая. В этом году обещают больше. Правда, каким образом власти собираются регулировать цены на мировом рынке, делая их «нормальными», – загадка.
Пока что стоимость контрактов на европейских биржах стабильно снижается. Среди основных причин – хороший урожай и слабый интерес к заключению форвардных контрактов со стороны покупателей. В частности, ноябрьские котировки мукомольной пшеницы на парижской бирже MATIF составляют 134 евро за тонну (193,15 доллара), августовские – 126 евро (181,61 доллара). Достаточно низкий уровень цен наблюдается и на фуражную пшеницу на лондонской бирже LIFFE: ноябрьские контракты заключаются по цене 101,5 фунта за тонну (176,2 доллара).
Не исключено, что в дальнейшем снижение цен продолжится: сейчас рынок находится в ожидании прогнозов по урожаю в северо-восточной Европе, уборка которого задерживается из-за дождей в некоторых областях. Понижению цен способствуют нынешняя мировая рецессия, а также обвал фондовых и нефтяных рынков. Не стоит забывать и о том, что хороший урожай в прошлом году собрали не только в России, таким образом, у большинства стран сформировались неплохие запасы.
Впрочем, даже по низким ценам российским аграриям будет достаточно трудно реализовать свою продукцию. Аналитики рынка прогнозируют, что в этом году трудностей с реализацией зерна будет ещё больше, чем в прошлом. В частности, по подсчётам Аркадия Злочевского, экспорт зерна в этом сезоне составит порядка 13 млн. тонн против 22 млн. тонн в прошлом году.
«Проблема в том, что в этом году потребность в зерне у наших основных покупателей – Египта, Саудовской Аравии, Алжира, Марокко и некоторых других стран – снизилась, потому что они сами соберут больше обычного. Это значит, что нам придётся осваивать новые рынки», – констатирует Злочевский.
По его словам, новыми направлениями для экспорта могут стать страны Юго-Восточной Азии, тем более что в прошлом году несколько партий российского зерна уже были поставлены в Японию и Республику Корея. Не стоит забывать, что освоение новых рынков буквально за один сезон – задача практически невыполнимая. По мнению некоторых экспертов, путь России в Юго-Восточную Азию фактически закрыт.
«Пока реальных возможностей начать поставки зерна по «восточному коридору», из Сибири через восточные порты, нет. Южная Корея импортирует фураж с Украины. Японский же рынок, весьма крупный по объёмам, традиционно закрытый, и попасть туда непросто. Импорт там монополизирован – минсельхоз Японии традиционно ориентируется только на поставщиков из Канады, США и Австралии. Японцы проводят тендеры под пять классов пшеницы, которые производятся в этих странах и не производятся у нас», – поясняет исполнительный директор центра «СовЭкон» Андрей Сизов.
По его словам, крупнейшим мировым импортёром пшеницы в наступающем сезоне останется Египет, который в прошлом сезоне импортировал 9,5 млн. тонн, примерно половина из которых пришлась на Россию.
Единственное, на что остаётся уповать российским аграриям в сложившейся ситуации, – гарантированные госзакупки.
«Как правило, разговоры о снижении экспорта и нехватке зерна заводятся именно с целью того, чтобы власти предоставили гарантии на закупку определённых объёмов», – отмечает эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.
Выгода очевидна: государство сразу выставляет твёрдую закупочную цену, которая не будет зависеть от сезонных колебаний. Предположительно зерновые интервенции начнутся уже в конце этого месяца, когда ситуация с урожаем окончательно прояснится. По крайней мере эта информация была озвучена на недавнем заседании коллегии Минсельхоза. Вопрос только в том, какие объёмы государство будет готово закупить. Так, в прошлом сезоне интервенции проводились с 19 августа 2008 года по 22 мая 2009 года. В результате государство закупило 9,6 млн. тонн зерна на сумму 46 млрд. рублей.
Но даже с интервенциями в этом сезоне может выйти накладка. По информации гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, в ряде регионов элеваторы ещё с прошлого сезона забиты интервенционным зерном, которое просто некуда девать. Дело в том, что потребности хлебопекарной и кондитерской промышленности с лихвой обеспечены имеющимися в стране запасами, а животноводство – традиционная отрасль, нуждающаяся в больших объёмах зерна, – в России фактически не функционирует.
Операция по «спасению» аграриев, похоже, будет обречена на провал.
«Наше зерно пока востребовано только перекупщиками. Предлагают до 4 тыс. рублей за тонну продовольственной пшеницы, которая потом идёт на экспорт, – констатирует председатель СПК «Кубань» Иван Канунников. – Нам нужно платить людям зарплату и готовить почву под новый урожай, поэтому приходится продавать себе в убыток».
«С одной стороны, надо спасать сельхозпроизводителей от падающих цен на зерно, с другой – интервенции могут ещё больше усугубить ситуацию на рынке», – резюмирует Дмитрий Рылько.
Нерациональное зерно. Почему любой урожай губителен для российского агропрома
- Просмотров: 2863