Украина не может в полную силу наладить экспорт зерна за рубеж

Украина не может в полную силу наладить экспорт зерна за рубеж

Несмотря на замечательный урожай 2009 года, Украина так и не может занять лидирующие позиции на мировом рынке зерна.
Окончание уборки зерновых вместо радости сулит фермерам сплошные убытки. Аграрный фонд не в состоянии урегулировать кризис в АПК, а страна в целом не может в полную силу наладить экспорт зерна за рубеж. Что же это? Кризис? Теневые схемы в сельском хозяйстве? Или непродуманная политика правительства?
Цифры и факты
По прогнозам Министерства аграрной политики, в этом году урожай зерновых и зернобобовых в Украине прогнозируется на уровне 42–43 млн. тонн. По предварительным данным, исходя из итогов по уборке урожая за последний месяц, такие цифры действительно объективны. По словам министра аграрной политики Украины Ю. Мельника, часть областей уже сегодня завершают уборку зерновых. Это Одесса, Крым, Николаев, Запорожье.
Такое положение дел не могло не радовать на старте уборочного процесса. Но не успели фермеры собрать первую тонну пшеницы, как цены на зерновые резко обвалились на 30%. Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины Иван Томич объясняет подобную ситуацию так: «30% – это не объективная тенденция, а манипуляции зерновых «монополистов-спекулянтов».
На подобную ситуацию правительство отреагировало поручением закупать зерно Аграрному фонду исключительно по залоговым ценам без применения какого-либо спота. Заставочная цена будет составлять 60% стоимости продукции, если же крестьянин решит оставить зерно в Аграрном фонде, ему будет доплачено 40% к закупочной цене.
Однако, более важного внимания заслуживают другие цифры. Например, объем предусмотренной в госбюджете на 2009 год поддержки аграриев в 2,6 раза меньше, чем в прошлом году, на удешевление кредитов – в 3,5 раза меньше. План ассигнований на поддержку развития предприятий агропромышленного комплекса за первую половину этого года выполнен на 78%. Все это – явная проблема для уборочной кампании, поэтому и неудивительно, что зернотрейдеры активно пользуются нестабильной экономической ситуацией и недостаточной защищенностью фермеров со стороны государства.
Убыточный экспорт
Недаром говорят, что кризисное время всегда открывает глаза на ранее незамеченные проблемы, которые губят предприятия и целые отрасли. В нашем случае, отсутствие развитой инфраструктуры зернового рынка, недостаточные возможности для транспортировки зерна, приводят не только к повышению цен на сельскохозяйственную продукцию, но и ставят под угрозу успешность Украины на общемировом рынке.
Ведь действительно, налицо явное несоответствие: при возможности всех емкостей для хранения зерновых в 32 млн. тонн, после уборки урожая мы имеем более 40 млн. тонн зерна. Где же все это хранить? Ведь все элеваторы в стране загружены на 95%. Представляете, как это затрудняет процесс транспортировки зерна, а какая это возможность для прытких частников хранилищ сбить цену на зерно!
То же касается хранения и перевалки зерна в портах, где недостаток мощностей забирает у нашей страны возможность экспортировать в перспективе до 24 тонн зерна в год. Безусловно, это комплексная проблема: любая отрасль требует своевременной модернизации, а украинские власть имущие за 18 лет независимости, к сожалению, «палец о палец» не ударили для того, чтобы сбалансировать процесс транспортировки украинского зерна за рубеж.
По мнению руководителя аналитической группы консорциума «Менеджмент Консалтинг Групп» Дмитрия Подтуркина, значительно усложняет работу транспортной системы экспорта зерновых неравномерная загрузка морских портов. Наряду с интенсивной работой и загруженностью Одесского, Ильичевского, Николаевского и Херсонского портов наблюдается недостаточная занятость Ренийского, Белгород-Днестровского, Феодосийского и некоторых других морских портов Украины.
Таким образом, в стране фактически нет четкой системы экспортирования зерна, а огромное количество проблем, связанных с инфраструктурой и состоянием транспортирующих предприятий ставят огромный барьер для укрепления позиций нашей страны на мировом рынке зерна.
Государственная политика и частная собственность: кто кого?
На сегодняшний день только две компании «Трансинвестсервис» и «Нибулон» обеспечивают 40% экспорта зерна (10млн. тонн). Именно на плечах этих компаний лежит экспорт украинской пшеницы. Однако и им сегодня не сладко: недавно «Трансинвестсервис» (далее ТИС) попала в неприятную ситуацию, связанную с судебными разбирательствами с Южным портом. Последний требовал от компании передать на баланс порта 16-й причал, обеспечивающий работу зернового терминала ТИС. На 2009–2010 маркетинговый год через зерновой терминал ТИС законтрактовано к перевалке около 5,5 млн. тонн зерна или около 30% прогнозируемого украинского экспорта. Блокирование причала фактически приведет к остановке экспорта. Из-за данного конфликта экспортный потенциал Украины снизился на 1млн. тонн, а бюджет недополучил около 10млн. гривен. Правительство не вмешивается в конфликт, хотя на словах обещало стать на сторону ТИС. Предприятие «Нибулон» также заявляет о своих проблемах. По словам генерального директора компании Алексея Вадатурского, проблемы с местными чиновниками у его предприятия возникают постоянно. А ведь именно подобные компании обеспечивают конкуренцию транснациональным зернотрейдерам и приносят государству колоссальные доходы.
Из подобной ситуации можно сделать несколько выводов. Во-первых, нагрузка на два припортовых предприятия для осуществления экспорта зерна просто недопустимая. С одной стороны, это ставит под вопрос защиту частной собственности, а с другой – заставляет усомниться в нормальном и полноценном экспорте зерна. Во-вторых, подобная ситуация демонстрирует, насколько примитивно Украина сегодня реализует собственные возможности, а главное, как нуждается зерновая инфраструктура в модернизации.
Напрашиваются лишь два выхода: либо правительство предоставляет свободу действий и защиту частным компаниям, обеспечив рациональную внутреннюю конкуренцию, либо берет «бразды правления» в свои руки и национализирует зерновые терминалы.
А судьи кто?
При рассмотрении подобных ситуаций ненароком вспоминаешь слова великого комбинатора Остапа Бендера: «Ударим автопробегом по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!» Именно в его роли мне представляется украинское правительство, которое, продолжая бросать пыль в глаза, говорит об успехах агрокомплекса, о небывалом урожае и о готовности к господдержке в случае необходимости. Но здесь мне вспоминается другое, уже не столь пафосное выражение: «Решение проблемы начинается с ее признания». А украинская власть демонстрирует кардинально-противоположное – отчаянно пытается сгладить и замаскировать большинство проблем, так старательно прячется от принятия столь нужных непопулярных решений. Ведь, действительно, выборы на носу, кому сейчас выгодно реформирование АПК, пересмотр устоявшихся схем, ведь в любом случае будут задеты интересы определенных социальных групп, а это сулит падение рейтингов.
А на самом деле варианты и альтернативы действительности есть, их просто некому принимать. К примеру, уже вышеупомянутый Д. Подтуркин считает, что главным приоритетом должно стать создание целостного государственного инфраструктурного комплекса. «Целесообразно реформировать ГХК «Хлеб Украины» и превратить его в крупного оператора с внушительными элеваторными и портовыми мощностями и собственным вагонным парком специализированных вагонов», продолжает Подтуркин. Другие специалисты дополняют подобные идеи проектами, которые могли бы привлечь крупные инвестиции и создали бы совместные предприятия, что положительно бы сказалось на экспортных возможностях Украины и ценах на зерновые.
Однако, дорогие друзья, пока это все проекты, а проблемы остаются. Остается только молить судьбу, что после выборов Украину все-таки будут ждать комплексные изменения в аграрной отрасли, и мы наконец-то займем достойные позиции на мировом рынке.
ПОЗИЦИЯ