Гибель урожая в России встряхнет мировые рынки

Гибель урожая в России встряхнет мировые рынки

Россия предстоящей зимой может столкнуться с продовольственным кризисом. В европейской части страны под палящим солнцем выгорели целые поля кормовых и зерновых культур. Обозреватель "РусБизнесНьюс" выяснил, насколько велики потери на Урале и что ждет фермеров и зернотрейдеров в 2010 г.
Российские аграрии заканчивают заготовку кормов на зиму и хватаются за голову. В Челябинской области сгорело 243 тысячи гектаров посевов. Курганским фермерам на содержание одного животного требуется 30 центнеров грубых и сочных трав, а заготовлено только 15-20% от нормы. В Свердловской области запасы кормов на треть меньше, чем были в прошлом году.
Относительно стабильная ситуация только в Западной Сибири и Прикамье. В Тюменской области заготовка идет по плану. Хотя на излишки селяне не рассчитывают. И только в Пермском крае, одном из немногих субъектов Российской Федерации, удалось сформировать резервы.
Аграрии остались без кормов из-за непредсказуемой уральской погоды. Регион традиционно считается зоной рискованного земледелия, и июнь этого года был непривычно жарким. В Курганской области воздух прогревался до плюс 30 градусов, а земля - до плюс 50. В нескольких районах Челябинской области из-за засухи было введено чрезвычайное положение.
В конце июля наконец-то прошли дожди. Но они не помогли фермерам. "Такого града, как в этом году, не было уже 15 лет, - рассказал "РусБизнесНьюс" директор челябинской агрофирмы "Калининская" Павел Васин. – Тогда в хозяйстве пострадало 435 гектаров посевов. А в этот раз - около 3 тысяч гектаров пшеницы, 716 - однолетних трав, 639 - ячменя, 223 - гороха, 100 гектаров овса".
Сейчас уральские аграрии оперативно ищут места дополнительного покоса трав: на заброшенных полях, неиспользуемых до сих пор пастбищах. Как сообщил "РусБизнесНьюс" специалист отдела внешних связей министерства сельского хозяйства Челябинской области Юрий Симонов, на 6 августа 2009 года площади сенокоса в регионе в 1,5 раза превысили запланированные, при этом заготовить удалось лишь 60% от необходимого объема кормов. Некоторые аграрии приступили к повторному севу однолетних растений в надежде, что к осени можно будет пополнить запасы новыми всходами. В противном случае, придется закупать корм за пределами региона.
Но помочь Уралу селяне из других субъектов Федерации вряд ли смогут. От засухи пострадала почти вся европейская часть России. Недобор только зерновых культур по стране может составить 10-15 миллионов тонн. В Оренбургской области выгорело более 80% зернового клина, ущерб от засухи исчисляется миллиардами рублей.
И даже если резервы найдутся, не исключено, что в условиях дефицита рыночные цены на кормовые и зерновые культуры поползут вверх. Это может привести к ухудшению финансового положения аграриев. Уже сейчас кредиторская задолженность уральских сельскохозяйственных предприятий исчисляется сотнями миллионов рублей. В начале посевной кампании селяне закупали семена под будущий урожай, брали в лизинг и покупали в кредит технику. С травами фактически сгорели деньги, многие агропредприятия уже сейчас находятся на грани банкротства.
От местных властей помощи ждать не приходится. В департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области "РусБизнесНьюс" сообщили, что в условиях кризиса в бюджете региона просто нет свободных средств. Губернатор Челябинской области Петр Сумин обещал помочь селянам: на закупку кормов будет выделен 331 миллион рублей. Но это лишь часть необходимых средств. Поэтому получить деньги смогут преимущественно те предприятия, в которых содержится крупный рогатый скот. Небольшие фермы, вероятнее всего, будут вынуждены резать животных, так как их просто нечем будет кормить.
Председатель российского Правительства Владимир Путин обещал оказать поддержку российским фермерам. В начале августа 2009 года на выездном совещании в Оренбургской области он заявил, что на преодоление последствий засухи и стихийных бедствий может быть выделено 100 миллиардов рублей. Однако как быстро деньги дойдут до регионов и каким образом они будут распределены, пока не известно.
Даже если внутри страны решить проблему удастся, потеря миллионов тонн сельскохозяйственных культур на выгоревших российских полях скажется на мировых рынках. В прошлом году российские аграрии собрали рекордный за постсоветское время урожай зерна – 108 миллионов тонн. При этом только официально за рубеж было экспортировано более 20%. На российское зерно приходилось до 14% мирового рынка. В этом году страна будет не такой щедрой. Поэтому мировые цены на зерновые с осени могут начать ползти вверх.