Южные экспортеры подсолнечного масла \"на коне\"

Южные экспортеры подсолнечного масла \"на коне\"

В сезоне 2008-2009 годов экспорт подсолнечного масла из России может достигнуть 820-850 тысяч тонн, что будет лучшим результатом для отечественных компаний за все пореформенные годы. Ведущими экспортерами масла станут компании, работающие на юге России. Вместе с тем аналитики предсказывают изменения в структуре рынка, на котором из-за роста таможенных пошлин падает доля тропических масел и растет доля продукции отечественных компаний, пишет "Эксперт".
В текущем сельхозгоду одной из главных тенденций развития отечественной масложировой промышленности стал резкий рост экспортной составляющей российских компаний. Причинами были тренд на расширение производства биотоплива в Европе, сокращение посевных площадей под эфиромасличные культуры для пищевой отрасли и рекордные урожаи в СНГ. Кроме того, в первом полугодии 2009 года значительно увеличили импорт подсолнечного масла страны Северной Африки. Согласно таможенным декларациям, с января по июнь в страны Магриба и Египет было поставлено более 200 тысяч тонн масла, что почти вчетверо превышает прошлогодние показатели. Основными импортерами масла - главным образом украинского и южнороссийского - стали Египет (145 тысяч тонн) и Алжир (более 50 тысяч тонн). В середине июля государственный оператор продовольственного рынка Египта FIHC объявил очередной тендер на закупку 15 тысяч тонн соевого и 15 тысяч тонн подсолнечного масла. Согласно условиям тендера, поставка закупленного масла должна осуществляться во второй половине августа.
Из портов Черного моря основные объемы масел с начала года были отгружены в Турцию, Индию, Италию, Сирию. Причинами столь пристального внимания к причерноморскому маслу специалисты считают благоприятную конъюнктуру мировых цен на подсолнечное масло и снижение ценовой разницы с соевым маслом. Урожайность сои в Аргентине (основной поставщик этой продукции на мировом рынке) в нынешнем сезоне упала на 17%, а подсолнечника на 11%, что сразу же вызвало рост цен на сою и сделало восточноевропейское подсолнечное масло более конкурентоспособным.
По состоянию на начало года главными экспортерами в России являлись ГК "Юг Руси" (более 43% от общего объ¬ема), "Международная зерновая компания" (25%), "Астон" (12%), главные перерабатывающие мощности которых находятся в ЮФО.
По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), за первые четыре месяца масличного года (сентябрь - декабрь 2008 года) экспорт составил 266 тысяч тонн, побив предыдущий рекорд (196 тысяч тонн в 2006 году). А в декабре 2008 года было отгружено 124 тысячи тонн подсолнечного масла - рекорд ежемесячных отгрузок за всю историю экспорта. По прогнозу генерального директора ИКАРа Дмитрия Рылько, экспорт подсолнечного масла в этом сезоне (сентябрь 2008 года - август 2009 года) может составить 820-850 тысяч тонн, что станет самым успешным результатом для российского масличного экспорта.
В мае, по данным АЦ "СовЭкон", как практически и во всех предыдущих месяцах текущего сезона, был обновлен месячный рекордный показатель. При этом выпуск растительного масла впервые несколько увеличился по сравнению с апрелем. Рекордно высокий прирост производства в апреле-мае лишь частично был компенсирован экспортным оттоком растительного масла и масличных и снижением импорта. Впервые в текущем сезоне относительная степень насыщения рынка возросла, что, безусловно, усиливает давление на рынок.
Производителям в этом сезоне также может здорово помочь введение с 1 июня импортной пошлины на тропические масла, что, по прогнозам, приведет к двукратному падению ввоза этого вида сырья из Малайзии (до 420 тысяч тонн).
При этом емкость российского рынка в 3 млн тонн будет перераспределяться в ущерб импорту, который, по разным оценкам, сожмется до 20-30%, увеличивая долю подсолнечного масла за счет пальмового. По мнению аналитиков, кризис не оказывает серьезного влияния на внутренний спрос, поскольку растительные масла широко применяются в производстве продуктов питания, в том числе майонеза и маргарина, а рафинированное растительное масло входит в потребительскую корзину подавляющего большинства россиян.
В результате, к примеру, отечественная пищевая промышленность будет пере¬ориентирована на закупки российского масла. В частности, руководство строящегося в Азовском районе завода по изготовлению чипсов компании "ПепсиКо" (ООО "Фрито Лей Мануфактуринг") уже заявило о заинтересованности в переводе производства с пальмового на местное подсолнечное масло. Ожидается, что при выходе предприятия на запланированную годовую мощность (50 тысяч тонн готовой продукции) ему потребуется порядка 15 тысяч тонн масла в год.
Рост экспорта и увеличение загрузки российских (в первую очередь южных) маслобоен в начале года привели к росту цен на сырое масло, однако повышение конкуренции на внутреннем рынке и насыщение его из-за обильного урожая в ближайшее время повлекут за собой снижение цен на конечную продукцию.
Как заметил "Эксперту ЮГ" исполнительный директор аналитического центра "СовЭкон" Андрей Сизов-младший, сезонный максимум цен на подсолнечное масло был пройден в феврале (28 тысяч рублей за тонну), вторая волна роста завершилась в мае (25,3 тысячи рублей). К концу сезона ожидается снижение цен на наливное и фасованное масло из-за ожидаемого сохранения негативных тенденций на мировом рынке растительных масел.
По расчетам BusinesStat, в этом году объем рынка в России ожидается на уровне 2,97 млн тонн (97 млрд рублей), и поделят его между собой главным образом производители, имеющие свои мощности в ЮФО - "Юг Руси", "Эфко", "Астон", "Солнечные продукты".
Рост конкуренции на внутреннем рынке между стремящимися занять освободившуюся нишу в пищевой промышленности также должен привести к снижению цен на прессовое масло в России до нынешнего августа. А стало быть, к началу следующего сезона стоит ожидать продолжения ценовых войн за "захват территории". Например, за контракт с заводом компании "ПепсиКо".