Приобретенные в собственность земли за рубежом не гарантируют продбезопасность

Приобретенные в собственность земли за рубежом не гарантируют продбезопасность

Президент Американской пшеничной ассоциации Алан Трейси: "В последнее время в прессе появилось много сообщений о том, что некоторые страны-импортеры продовольствия намереваются обеспечить надежность поставок продуктов питания за счет приобретения земельной собственности за рубежом. В данном случае мы имеем дело с естественной реакцией на небывалый рост цен на основные продовольственные товары, отмеченный в начале прошлого года. Данная мера, которая, на первый взгляд, выглядит вполне реалистичной, не приведет к укреплению продовольственной безопасности и, в конечном итоге, не позволит зависящим от импорта продовольствия странам принять действенные шаги для обеспечения нужд населения. Интерес к покупке сельскохозяйственных угодий в Африке и Азии уже проявили такие страны, как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Индия и Япония. Китай активно вкладывает средства в земельную собственность в Мозамбике и других африканских странах. Одна южно-корейская компания приобрела контрольный пакет акций крупного хозяйства, расположенного на востоке России. По слухам Пакистан также ожидает прихода инвесторов. Я лично не вижу ничего плохого в том, что зарубежные инвесторы вкладывают свои деньги в сельское хозяйство при условии, что эти инвестиции идут на совершенствование и увеличение производства, внедрение новых технологий. Не следует, однако, рассчитывать на то, что эта деятельность позволит распространить национальный суверенитет за пределы государственных границ и поставить под свой контроль зарубежные страны. Строить подобные планы равносильно погоне за пустынным миражом. Некоторые уже поспешили окрестить деятельность инвесторов "новым захватом земель" и "колониализмом второго поколения". Действительно, приход крупных инвесторов, способных обеспечить реальный рост производства, может вызвать недовольство местных фермеров, не имеющих достаточных финансовых средств для того, чтобы наравне конкурировать с иностранцами. В свою очередь, это недовольство может послужить поводом для того, чтобы, в случае необходимости, принимающая сторона вновь заявила свои права на продовольствие и земли, предоставленные инвесторам. Нельзя при этом забывать о проблемах, связанных с такой важной сферой, как логистика. Допустим, что какая-нибудь саудовская компания решит купить в Казахстане или на Украине 25 тыс. гектаров земли, на которых можно вырастить урожай пшеницы на один рейс океанского парохода, или в десять раз больше, если, конечно, местные власти пойдут им на встречу. Где, позвольте спросить, эта компания будет хранить выращенный урожай? Кто будет осуществлять доставку зерна по суше до порта отгрузки? Кто предоставит экспортные сооружения? Самим их не построить ни для одной, ни для десяти, ни двадцати отгрузок сезонной продукции. Для этого нужно иметь в своем распоряжении разветвленную сеть местных хранилищ, надежную систему доставки товара от мест его производства до порта. При этом принимающая сторона может запретить перевозки и экспорт продукции, обложить производство дополнительным налогом или вообще отобрать конечную продукцию и землю. Таким образом, страна-импортер никак не сможет повлиять на степень надежности поставок продовольствия из-за рубежа. Единственными гарантиями продовольственной безопасности стран-импортеров являются открытый рынок и укрепление институтов свободной торговли. Есть смысл развивать и местное производство в тех случаях, когда это экономически обосновано. Япония импортирует половину потребляемого продовольствия. На долю Китая приходится 20% населения Земли и лишь 9% мировых пахотных земель. В Египте есть великолепные сельскохозяйственные угодья, но при этом бoльшая часть территории этой страны занята пустыней. В будущем Индия и Китай станут более зависимыми от импорта продовольствия по причине демографического и экономического роста. Именно эти страны станут наиболее активными сторонниками дальнейшего укрепления Всемирной торговой организации (ВТО) и противниками любых экспортных ограничений, государственных субсидий, государственных монополий в сфере торговли и иных антирыночных инструментов. Именно эти страны должны превратиться из сторонних наблюдателей в наиболее активных участников процесса по успешному завершению нынешнего раунда переговоров стран-членов ВТО в Дохе. Страны-импортеры продовольствия не должны также забывать о том, кто закрыл перед ними двери в период ограниченного предложения продовольствия в прошлом году, и кто оставил свои рынки открытыми. С последними им и далее следует поддерживать и развивать деловые связи. Американская Конституция запрещает устанавливать экспортные пошлины. Поэтому зарубежные клиенты и американские покупатели имеют равные права в том, что касается доступа на наши продовольственные рынки. В 1980 году я впервые оказался в Вашингтоне для того, чтобы выразить протест Администрации Картера против введения эмбарго на поставку зерна в Советский Союз. С тех пор меня не покидает уверенность в том, что подобные ошибки уже не повторятся. Наши фермеры с уважением относятся к зарубежным клиентам и наша страна никогда от них не отвернется. США - это крупнейший экспортер сельскохозяйственной продукции в мире, и этот факт является наилучшей гарантией продовольственной безопасности наших партнеров. Несмотря на кажущуюся логичность приобретения в собственность земельных угодий за рубежом, она не является гарантией продовольственной безопасности, которую может обеспечить только открытый рынок".