Как мы уже сообщали, 16 апреля комитет Госдумы по аграрным вопросам
провел круглый стол (/news/a-3032.html) на тему: "О
развитии сельского хозяйства в условиях кризиса, регулировании рынков
сельскохозяйственной продукции и обеспечении продовольственной
безопасности".
Круглый стол состоялся с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, научных организаций АПК, руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, а также депутатов Бундестага ФРГ и представителей Федерального министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ.
Рекомендации Круглого стола:
Обсудив с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, представителей законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций агропромышленного комплекса, руководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций вопрос "О развитии сельского хозяйства в условиях кризиса, регулировании рынков сельскохозяйственной продукции и обеспечении продовольственной безопасности", участники "круглого стола" отмечают:
За последние годы в результате принимаемых мер по реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" и Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" (далее - Государственная программа) заложены положительные тенденции в развитии агропромышленного комплекса.
По предварительным данным Росстата, в 2008 году общий объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с предыдущим годом, в том числе: продукции растениеводства - на 17,6% и продукции животноводства - на 3,4%.
Собран самый большой урожай зерна за последние пятнадцать лет - более 108 млн тонн в чистом весе.
Положительные результаты достигнуты в деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Объем производства продукции сельского хозяйства в 2008 году увеличился на 27,2%. Выращено 23 млн т зерна, что составляет 21% от общего объема. Возросло производство мяса скота и птицы на убой в живом весе на 10,4%, молока - на 5,7%.
В последние годы повысилась финансовая устойчивость сельскохозяйственных организаций. В 2008 году, по оценке хозяйств, их прибыль до налогообложения (по данным бухгалтерской отчетности) составила 116,2 млрд рублей против 105,8 млрд рублей в 2007 году. Доля прибыльных организаций выросла с 75% до 78% в 2008 году. Вместе с тем совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) сложилась на уровне 15,3% против 17,2% в 2007 году.
В целях обеспечения выполнения целевых показателей Государственной программы в 2008 году на государственную поддержку сельскохозяйственного производства были предусмотрены бюджетные ассигнования в виде субсидий в объеме 79,6 млрд рублей. Сельскохозяйственными товаропроизводителями привлечено кредитных ресурсов на сумму 372,7 млрд рублей, в том числе 224,2 млрд рублей - субсидируемых краткосрочных кредитов, 86,2 млрд рублей - инвестиционных кредитов и инвестиционных кредитов на приобретение техники и оборудования - 62,3 млрд рублей.
С целью поддержания доходов сельхозпроизводителей Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в текущем году приняла целый ряд важных поправок в закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Принято решение о дополнительном выделении финансовых средств на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд рублей и на комбикорма для свиноводства и птицеводства - 10 млрд рублей, 10 млрд рублей на компенсацию дополнительных затрат на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями дизельного топлива, а также в целях преодоления дефицита кредитных ресурсов увеличен уставной капитал "Россельхозбанка" на 31,5 млрд рублей, предусмотрено ежегодное дополнительное ресурсное обеспечение Госпрограммы в объеме 21 млрд рублей. Они должны быть направлены, в частности, на:
- увеличение субсидий на племенное животноводство;
- поддержку региональных программ по развитию молочного и мясного скотоводства и мероприятий, направленных на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности и системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- проведение закупочных и товарных интервенций зерна.
Вместе с тем следует признать, что в отрасли остается еще немало проблем. Анализ экономической ситуации показывает, что реализация Государственной программы сегодня происходит в других макроэкономических условиях по сравнению с теми показателями, которые использовались при ее разработке. Произошел значительный рост цен на материальные ресурсы, которые потребляет сельское хозяйство. То есть основной проблемой является диспаритет цен.
Мировой финансовый кризис вызвал дефицит кредитных ресурсов и их удорожание. Сегодня организации АПК начинают ощущать трудности с получением краткосрочных и долгосрочных кредитов, банки повышают размер процентных ставок, в том числе по уже заключенным кредитным договорам растут требования к залоговому обеспечению.
Темпы роста отечественного производства сельскохозяйственной продукции в последние годы остаются существенно ниже темпов увеличения импорта продовольственных товаров. Это ведет к сужению возможностей развития российского аграрного бизнеса, дестабилизирует положение в ряде отраслей АПК. Низкие закупочные цены, приводят к нулевой рентабельности, а порой и убыточности ряда отраслей и подотраслей, и в первую очередь, животноводства.
Остается недостаточным уровень государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. На сегодня уровень бюджетной поддержки в России (в расчете на один рубль произведенной продукции) меньше, чем в США в 2,7 раза, странах ЕС - 5,4 раза.
Участники "круглого стола" считают, что для дальнейшего развития сельского хозяйства страны необходимо совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы с целью устранения в ней положений, препятствующих эффективному, экономически выгодному функционированию сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, а также создание условий для устойчивого развития сельских территорий как одной из основных стратегических целей государственной аграрной политики.
С 2009 года начинается реализация новых направлений Государственной программы, в частности:
- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
- поддержка экономически значимых региональных программ;
- регулирование рынка молока и молочной продукции.
Также предусмотрен переход к предоставлению субсидий регионам с учетом их бюджетной обеспеченности.
Поставленные задачи предстоит решать в непростых экономических условиях.
С целью оздоровления финансовой ситуации Правительством Российской Федерации принят комплекс мер, направленных на создание условий кредитования агропромышленного комплекса. Минсельхозом России совместно с ведущими банками:
- определены объемы краткосрочных и инвестиционных кредитных ресурсов на 2009 год в размере около 905 млрд рублей;
- уточнены объемы кредитных ресурсов для завершения начатых инвестиционных проектов;
- для своевременного проведения весенних полевых работ уточнены объемы кредитования. По данным субъектов Российской Федерации, потребность в кредитных ресурсах на эти цели составляет 117,9 млрд рублей.
По предварительной информации, крупные банки готовы выделить для финансирования весенних полевых работ 119,5 млрд рублей, в том числе ОАО "Россельхозбанк" - 5 млрд рублей, Сбербанк России - около 55 млрд рублей.
В рамках технической модернизации в 2009 году предусматривается приобрести 29 тыс. тракторов, 9,0 тыс. зерноуборочных комбайнов, 3,5 тыс. кормоуборочных комбайнов, повысить уровень энергообеспеченности до 145 л.с. на 100 га посевной площади.
Гарантированным источником приобретения техники в 2009 году предполагается федеральный лизинг, для чего уставный капитал ОАО "Росагролизинг" увеличен на 25,0 млрд рублей для закупки отечественной сельскохозяйственной техники.
В 2009 году через ОАО "Росагролизинг" предусматривается закупить и поставить сельскохозяйственным товаропроизводителям: более 6,0 тыс. штук тракторов (20% от заданий Государственной программы), 2,0 тыс. штук зерноуборочных (20% от заданий) и 500 штук кормоуборочных комбайнов (15% от заданий).
В настоящее время Минсельхозом России продолжается работа, направленная на оздоровление ситуации в агропромышленном комплексе.
В настоящее время обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным размерам потребления составляет: по мясу и мясопродуктам - 72%, молоку и молокопродуктам - 60%, рыбе и рыбопродуктам - 57%, яйцу и яйцепродуктам - 88%, овощам - 75%, фруктам - 70%. Наряду с этим, потребление хлебобулочных, макаронных, крупяных изделий и картофеля превышает рекомендуемые нормы.
Объемы производства агропромышленной продукции, несмотря на их ежегодный рост, по ряду позиций не позволяют в полной мере удовлетворить потребности населения. При этом последние восемь лет агропромышленное производство демонстрирует положительную динамику развития.
Развитие многих отраслей пищевой и пищеперерабатывающей промышленности в значительной степени определялось принятием федеральных законов, регулирующих финансово-кредитную и налоговую сферы. Повышению устойчивости функционирования пищевой отрасли и насыщению рынка продукции, вырабатываемой из отечественного сельхозсырья, способствовали меры, принятые Правительством Российской Федерации по защите отечественного рынка путем введения квот на импорт отдельных видов товаров, а также корректировка ввозных таможенных пошлин на продовольствие и сырье, используемое для производства пищевых продуктов.
Участники "круглого стола" отмечают что наряду со стабильным ростом объемов производства импортные поставки продовольственных товаров ежегодно увеличиваются.
Россия является значительным участником мировой торговли. Это связано как с ростом объемов импорта - прежде всего животноводческой продукции.
Однако темпы роста сельскохозяйственной продукции и продовольствия отстают от темпов роста импорта, что приводит к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса.
По оперативным данным Федеральной таможенной службы в 2008 году в Россию импортировано продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на $34,7 млрд, на 32,9% больше, чем в соответствующем периоде 2007 года.
Несмотря на то, что в товарной структуре импорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократилась по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 0,8 процентных пункта и составила 12,9%, физические объемы импорта продолжают расти.
По сравнению с аналогичным периодом 2007 года возросли физические объемы импортных закупок мяса свежего и мороженого на 15,8%, рыбы свежей и мороженой - на 1,9% и ряда других товаров.
Есть и положительные тенденции: сократился ввоз сахара-сырца - на 29,1%.
Усилия государства и осуществляемые меры, направленные на поддержку отечественного сельхозпроизводства, способствуют стабилизации ситуации в сельском хозяйстве и обеспечению ее продовольственной безопасности. Имеются положительные примеры эффективной защиты экономических интересов отечественных производителей путем применения мер таможенно-тарифного регулирования в отношении отдельных продуктов, таких, как мясо птицы, сахар, подсолнечник, а также проведения государственных закупочных интервенций на рынке зерна.
В целях дальнейшей стабилизации ситуации и успешного функционирования АПК государством планируется и осуществляется ряд важнейших мероприятий, различных временных периодов, для реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и решения проблем продовольственной безопасности страны. Их основная направленность связана с экономической деятельностью по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, оснащения промышленности сельскохозяйственным сырьем и устойчивому развитию сельскохозяйственных территорий.
В рамках Государственной программы осуществляется реализация федеральных и ведомственных целевых программ. Использование программно-целевого метода при реализации Государственной программы направлено на сбалансированное выполнение всего комплекса мероприятий, предусмотренных федеральными и ведомственными целевыми программами, а также других направлений государственной поддержки в области сельского хозяйства и села в интересах обеспечения продовольственной безопасности страны.
Вопросам качества и безопасности пищевых продуктов в настоящее время уделяется повышенное внимание.
С учетом изменений социально-экономической ситуации, демографического состава и появления новых научных представлений о здоровом питании в стране должны быть утверждены основы государственной политики в области здорового питания населения, включая разработку технических регламентов.
В целях улучшения ветеринарного надзора проводится работа по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере ветеринарии и контроля безопасности продукции животного происхождения и кормов.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184 ФЗ "О техническом регулировании" в сфере АПК осуществляется создание новой системы технического законодательства путем снятия излишних административных барьеров. Основной целью закона является разработка обязательных требований к безопасности продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В соответствии с Программой разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации, Минсельхоз России является государственным заказчиком, ответственным за разработку, финансирование и представление в Правительство Российской Федерации в декабре 2008 г. двух технических регламентов: "О требованиях к безопасности объектов, обеспечивающих ветеринарно-санитарное благополучие на территории Российской Федерации" и "О требованиях к фитосанитарной безопасности на территории Российской Федерации", в которых должны быть отражены вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной безопасности продовольственного сырья, кормов и продуктов питания.
В настоящее время Минсельхозом России подготовлены проекты постановлений Правительства Российской Федерации об утверждении технических регламентов "О требованиях к мясу и мясной продукции, их производству и обороту" и "О требованиях к мясу сельскохозяйственной птицы, мясу птицы, продуктам его переработки, их производству и обороту".
Событием большой важности для молочной отрасли стало принятие Федерального закона от 12 июня 2008 г. 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию". В законе систематизированы требования и показатели безопасности к молочной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. Требования безопасности приведены в соответствии с требованиями ЕС, что позволит обеспечить уровень защиты прав потребителей принятый в странах Евросоюза.
Таким образом, в настоящее время осуществляется комплекс мероприятий, направленный на обеспечение продовольственной безопасности.
В то же время существует необходимость систематизации и актуализации комплекса мер, определения параметров и критериев продовольственной безопасности.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 15 июля 2008 г. Минсельхозу России поручена разработка проекта доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее - проект Доктрины). В ее разработке были задействованы практически все министерства и ведомства, а также научные организации.
Для осуществления важных социально-экономических проектов на селе необходима более четкая координация усилий Государственной Думы, федеральных министерств, законодательных органов и органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации с банковскими, кредитными, торговыми, транспортными и другими структурами.
Необходимо повысить эффективность торговой политики для обеспечения стабильности рынков сельхозпродукции. Предстоит развивать биржевую торговлю продукцией сельского хозяйства. Таможенно-тарифную и нетарифную политику регулирования импорта продовольствия надо проводить в интересах отечественного агропромышленного комплекса.
Актуален вопрос внедрения технических регламентов и нового поколения стандартов. Государственной Думой уже приняты технические регламенты на молочную продукцию, на масложировую продукцию, на сок и на табачную продукцию.
Следует найти рыночные инструменты регулирования отношений всех участников цепочки производства, переработки, хранения и реализации сельхозпродукции от поля до прилавка.
Построение современного сельского хозяйства невозможно в условиях продолжающейся деградации социальной инфраструктуры села. Необходимо поддержать и законодательно подкрепить трансформирование действующей ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" в единую программу комплексного развития сельских территорий на последующие, как минимум 5 лет.
Разработка предложений по функционированию агропромышленного комплекса России в условиях глобального кризиса должна осуществляться с учетом мирового опыта развития аграрного сектора.
В этой связи Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам в рамках проекта "Российско-германский аграрно-политический диалог" необходимо активизировать работу по изучению практики и применяемых в Германии и странах ЕС мерах по развитию сельского хозяйства в условиях экономического кризиса.
В целях повышения эффективности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации участники "круглого стола" рекомендуют:
I. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1. Ускорить принятие законопроектов по внесению изменений в законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения и законодательного обеспечения реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2009 году и последующих годах с учетом изменившихся экономических условий, оптимизации бюджетных расходов, необходимости усиления контроля за эффективностью использования бюджетных средств в субъектах Российской Федерации, выделяемых в рамках программы антикризисных мер.
2. Обеспечить уточнение порядка разграничения предметов ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в осуществлении государственной политики развития сельских территорий, включая разработку системы критериев и показателей деятельности органов власти при регулировании сельского развития.
3. В целях повышения доступности к кредитным ресурсам сельскохозяйственных товаропроизводителей внести изменения в федеральное законодательство, регулирующее земельно-ипотечные отношения в части ускоренного оформления земельных участков в собственность субъектов предпринимательской деятельности АПК, выработать критерии и систему мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения и проработать правовой механизм, обеспечивающий изъятие у собственника земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых в течении трех лет по назначению.
II. Правительству Российской Федерации:
1. Ускорить разработку проекта "Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" и плана мероприятий по реализации ее положений.
2. Ускорить подготовку и принятие нормативных правовых актов, направленных на содействие устойчивому развитию внутреннего рынка продовольственных товаров, включая антимонопольное регулирование, упорядочение ценообразования, соблюдение прав потребителей.
3. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и фитосанитарной безопасности продовольственного сырья, кормов и продуктов питания ускорить разработку и утверждение технических регламентов: "О требованиях к безопасности объектов, обеспечивающих ветеринарно-санитарное благополучие на территории Российской Федерации", "О требованиях к фитосанитарной безопасности на территории Российской Федерации", "О требованиях к мясу и мясной продукции, их производству и обороту" и "О требованиях к мясу сельскохозяйственной птицы, мясу птицы, продуктам его переработки, их производству и обороту".
4. Наряду с необходимостью обязательной поддержки отечественных сельхозмашиностроителей, рассмотреть вопрос о целесообразности возобновления кредитования и субсидирования закупок техники и оборудования зарубежного производства не имеющего отечественных аналогов, в том числе белорусских предприятий.
5. Совместно с Центральным Банком России ускорить проработку:
- вопроса о продлении ранее выданных сельскохозяйственным товаропроизводителям долгосрочных кредитов;
- вопроса доступности кредитов для реального сектора экономики в части выделения кредитным организациям кредитных ресурсов в порядке рефинансирования на кредитование приоритетных отраслей реального сектора целевым образом и по ставке, не превышающей ставку рефинансирования.
6. Поручить Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, исходя из новых макроэкономических условий в целях безусловного выполнения пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства, подготовить предложения по дополнительным мерам государственной поддержки и регулирования агропромышленного комплекса включающие:
- разработку ведомственных и отраслевых целевых программ;
- увеличение до 10 - 12 лет сроков кредитования по проектам строительства, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов;
- регулирование рынка молока и молочной продукции;
- разработку и согласование экономически значимых региональных программ по развитию молочного и мясного скотоводства и мероприятий, направленных на развитие несельскохозяйственной деятельности в сельской местности и системы сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- усиление работы по оптимизации информационного обмена;
- совершенствование и уточнение номенклатуры, объемов, сроков и условий поставки по системе федерального лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования;
- организацию и проведение оперативного мониторинга на рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия и промышленной продукции потребляемой в сельском хозяйстве;
- разработку предложений по уровню защиты от необоснованно высокого импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
7. В целях создания условий для устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности сельской экономики, уровня и качества жизни сельского населения ускорить принятие проекта Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года.
8. В ходе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в 2009 году в условиях экономического кризиса предусмотреть мероприятия, направленные на сохранение темпов роста сельскохозяйственного производства.
III. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:
1. Разработать и принять дополнительные законодательные и нормативные правовые акты о развитии сельского хозяйства регионов, предусмотрев поддержку сельскохозяйственных организаций и предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств в целях стабилизации развития сельского хозяйства и безусловного выполнения пятилетней государственной программы его развития (включая экономически значимые программы развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации)
2. Принять комплекс действенных мер, направленных на содействие устойчивому развитию региональных рынков продовольственных товаров, недопущение необоснованного роста цен на товары первой необходимости, соблюдение антимонопольного законодательства, обеспечение доступа местных товаропроизводителей к торговым сетям и другим местам торговли.
Рекомендации "О развитии АПК в условиях кризиса"
- Просмотров: 27360