Планы по сбору урожая зерновых этого года могут остаться только цифрами на бумаге

Планы по сбору урожая зерновых этого года могут остаться только цифрами на бумаге

Планы по сбору урожая зерновых этого года могут так и остаться только цифрами на бумаге. Власти в спешном порядке решают вопрос с кредитованием аграриев, чтобы обеспечить нормальное проведение полевых работ.
Полевые расходы
Сбор озимых и начало посевной кампании в нашей стране по уже укоренившейся традиции сопровождается одними и теми же проблемами. Однако в этом году ситуацию существенно усугубляет кризис, который вносит свои коррективы даже в положение дел на рынке товаров «неизменного» спроса.
Прошлый сельскохозяйственный год (июль 2007 — июнь 2008) стал рекордным для отечественного урожая зерновых. Впервые почти за 20 лет было собрано более 100 млн тонн зерна (аналогичные показатели в последний раз отмечались еще в 1990 году), что позволило увеличить объемы экспорта зерна до 15 млн тонн. Правда, независимые эксперты сомневаются в правдоподобности таких цифр: восстановление «партийно-хозяйственной системы» с жесткими установками из центра в местные органы управления принесло с собой немного подзабытую практику приписок. По данным экспертов, местечковые руководители приписали к урожаю 2008 года более 4% «лишних тонн» — от 1% до 11% (!) по разным регионам.
Но даже с учетом этих поправок рекорды прошлого года неоспоримы. Чиновники считают, что урожай-2009 будет не хуже прошлогоднего, замминистра сельского хозяйства Станислав Алейник во всеуслышание объявил, что перед его ведомством поставлена задача сохранить валовое производство зерна на уровне, сопоставимом с прошлым сельхозгодом. По разным сценариям, валовой сбор зерна будет колебаться в диапазоне 86,6—98,4 млн тонн, а ряд экспертов считают, что урожай-2009 может оказаться еще более скромным: покуда в амбарах хозяйств сохранилось немало прошлогоднего зерна, сельхозпроизводители не видели смысла полностью засевать свои земли.
Но даже если сбудутся самые благоприятные прогнозы и урожай в этом году будет достойный, с его сбором могут возникнуть проблемы. Да и новая посевная кампания может оказаться под вопросом.

Подайте на горючку
Вечная головная боль для селян — цены на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и удобрения. Текущий год не стал исключением, хотя по сравнению с прошлым годом запасы дизтоплива на 1 марта возросли на 66%, а автобензина — на 30%, с января цены на бензин и солярку в некоторых регионах выросли на 35—50%. Виной тому — посредники, накручивающие свои проценты за поставку горючки.
Власть предлагает два варианта решения проблемы. Один из них озвучила новоиспеченная сельхозминистр Елена Скрынник — это создание компании, которая централизованно будет поставлять ГСМ селу. Второй вариант представил первый вице-премьер Виктор Зубков — организация биржевой торговли нефтепродуктами для сельхозпроизводителей — и даже заверил, что запустить пилотный проект такой торговли можно будет уже в текущем году.
С минеральными удобрениями ситуация несколько иная: более 80% производимых удобрений идет на экспорт, но его объемы в кризис существенно упали. Производители остановили мощности, создав тем самым дефицит удобрений. Российское село — слишком мелкий «клиент», обеспечивающий загрузку всего 10—15% мощностей производителей, и для того, чтобы сдвинуть РАПУ (Российская ассоциация производителей удобрений) с места, нужен серьезный пинок от российского правительства, которое имеет и достаточно веские аргументы, и довольно болезненные инструменты воздействия. Аргументы нашлись. На заседании правительства премьер-министр Владимир Путин особо отметил проблему: «сейчас основной вопрос — насколько цены на удобрения и топливо будут доступны для крестьянских хозяйств» и тут же указал меры воздействия — дескать, Федеральная антимонопольная служба должна пресекать любые попытки необоснованного повышения цен на продукцию агрохимической промышленности для села.

Где деньги
Проблемы с ГСМ и удобрениями все же вторичны, поскольку основной вопрос, волнующий нынче селян, — где взять денег на их покупку. Кредиты сегодня менее доступны из-за проблем, которые испытывают сами банки, в итоге кредитные учреждения стали более осторожными и теперь привередливо относятся к залогу.
Минсельхоз обещает помочь с кредитами сельхозпредприятиям, однако до посевной остался месяц, а кредитные заявки большинства предприятий лежат на рассмотрении с декабря прошлого года — пока безрезультатно.
Надеяться сельхозпроизводителям придется только на госбанки: замминистра Станислав Алейник объявил, что Россельхозбанк готов предоставить сельхозпроизводителям кредиты на сумму до 65 млрд рублей, а Сбербанк — до 54,5 млрд рублей. При этом есть договоренность о том, что ставки не должны превышать 18% годовых.
В целом же сельхозпредприятия, входящие в список системообразующих организаций отрасли, должны будут получить от банков кредитные ресурсы в объеме не менее 217 млрд рублей, как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, в самое ближайшее время. Хотя потребность 32 крупнейших сельхозпроизводителей в кредитах на текущий год составляет порядка 300 млрд рублей, запланированная правительством сумма — уже существенная помощь.
Но дойдет ли она до селян, еще вопрос. Аграрии сетуют, что основные проблемы с получением кредитов возникают из-за того, что решения об их выдаче принимаются не непосредственно в регионах, а в головных офисах банков в Москве — заявки застревают, и производители не успевают получить деньги в срок.
Хотя не может не радовать то, что в ближайшее время Минсельхоз внесет поправки в законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельхозназначения». Это нововведение позволит
сельхозпроизводителям использовать земли в качестве залога по кредитам.

Закупить и прокормить
В самом же Минсельхозе «думы о селе» сводятся вовсе не к решению вопроса о денежной поддержке аграрного сектора. В борьбе за урожай главное — дать понять производителям, что собранное зерно не останется не востребованным. Так, рекордный урожай прошлого года, казалось бы, мог бы серьезно ударить по ценам из-за большого количества излишков. Но этого не произошло — из-за роста экспорта, девальвации национальной валюты, а также интервенций государства на рынке цены на зерно смогли удержать от резкого падения. По данным департамента регулирования агропродовольственного рынка Минсельхоза, объем экспорта в 2008/09 зерновом году составил 14,9 млн тонн, а в госрезерв с августа прошлого года было закуплено свыше 7,5 млн тонн зерна.
Теперь одной из первоочередных задач на ближайшее время будет определение интервенционных цен на зерно (цен, по которым государство будет выкупать зерно у аграриев) на этот год. «Такое заявление мы сделаем до конца марта, чтобы наши сельхозпроизводители, которые приступают к посевным работам, знали, что их ждет по итогам уборочной кампании», — заявила Елена Скрынник.
Но для этого нужно просчитать, смогут ли имеющиеся мощности справиться со вторым подряд рекордным урожаем. «Прежде чем объявлять государственные закупочные цены на зерно нового урожая, мы должны четко знать, какими мощностями по хранению располагаем», — отметила министр сельского хозяйства и поручила провести ревизию складского хозяйства. Департаменту регулирования агропродовольственного рынка поручено подготовить соответствующий список элеваторов — потенциальных приемщиков зерна урожая 2009 года. Пока же отобрано 454 элеватора общим объемом обособленного хранения зерна 13,5 млн тонн. При этом рассматривается вопрос о привлечении дополнительных 19 элеваторов — за их счет общий объем хранения зерна может составить до 13,7 млн тонн.
Можно констатировать, что новому министру сельского хозяйства достались в наследство старые системные проблемы: не только «как добиться высоких урожаев?», но и «что с ними потом делать, как сохранить?». От этих системных проблем «Профиль» также предостерегал в прошлом году. Конечно, тогда ситуация виделась по-другому, да и кризис еще не проявил себя в полной мере, но основные тенденции, к сожалению, никуда не делись. Прошел год, «а воз и ныне там». Хотелось бы подчеркнуть, что решать эти проблемы придется в сжатые сроки. Времени до начала нового сельхозсезона остается крайне мало. И от того, насколько оперативно будут приняты и, самое главное, выполнены эти решения, зависят не только итоги года собственно в сельском хозяйстве, но и во многом общая социальная ситуация в стране.
Не стоит забывать и о том, что у нас до сих пор нет долгосрочных планов развития аграрного сектора. Несмотря на заявления экспертов, что появление подобных планов — дело ближайшего будущего, в реальности ни один из них так и не увидел свет. Широко обсуждавшаяся «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», в которую включен раздел «Развитие аграрного комплекса», так и осталась в планах (очевидно, столь же долгосрочных). И до тех пор, пока власти не начнут системно подходить к решению системных же задач, мы постоянно будем вынуждены латать дыры одних и тех же проблем.