Стенограмма выступления первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова на расширенной коллегии Минсельхоза РФ 30 марта 2009 года

Стенограмма выступления первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова на расширенной коллегии Минсельхоза РФ 30 марта 2009 года

Стенограмма выступления первого вице-премьера РФ Виктора Зубкова на расширенной коллегии Минсельхоза РФ 30 марта 2009 года

"Заседание расширенной коллегии Министерства сельского хозяйства - это не только подведение итогов ушедшего года, а также обсуждение задач и приоритетов работы на предстоящий год и на перспективу. С учетом кризисных проявлений будут затронуты вопросы корректировки отдельных направлений развития АПК, вопросы по сокращению бюджетных расходов, перераспределения ресурсов Государственной программы, концентрация работы по ключевым направлениям.
Принятые Президентом и Правительством в последние годы меры господдержки по улучшению экономических условий для развития сельского хозяйства, реализация целевых показателей государственных программ, благоприятная внешняя конъюнктура позволили обеспечить положительную динамику развития отрасли в последние годы.
Хочу отметить, что коллективом Минсельхоза сделано немало. Об этом свидетельствуют высокие среднегодовые темпы прироста производства продукции за последние 3 года в среднем 5% (в прошлом году более 10%). Рост доли отечественного продовольствия на прилавках магазинов составил до 75%.
Производственные итоги 2008 года обеспечили хороший задел для выполнения плановых показателей Госпрограммы на 2009 год. Остается значительное число нерешенных, незаконченных или отложенных вопросов, вытекающих из прямых обязанностей Минсельхоза.
Первый вопрос касается исполнения министерством своей основной функции - выработки государственной политики и нормотворческой деятельности в сфере агропромышленного комплекса. Необходимы законодательные акты по вопросам совершенствования земельных отношений, племенного животноводства, ветеринарии и семеноводства, лесным отношениям, которые до сих пор не приняты и согласовываются с исполнителями. В результате - множество жалоб и обращений в Правительство по вопросам юридических прав на землю.
Что касается племенного животноводства, то мы, по сути, сидим на импортных поставках. Число неблагополучных, в ветеринарном отношении, районов множится. Ранее очень высокий отечественный семенной потенциал по основным культурам не развивается. В лесном комплексе проблемы решаются недопустимыми методами. Совершенствование законодательства по плодородию почв, мелиорация земель, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности.
Необходимо развивать все эти направления, сформулировать поручения, установить сроки на ответные правительственные нужды. Работы предстоит немало.
Министерству сельского хозяйства необходимо в кратчайшие сроки определиться с приоритетностью законопроектной работы. Важны земельные вопросы. На встрече с губернаторами Северо-Запада при обсуждении антикризисной программы Правительства этот вопрос был ключевым. Минсельхозу необходимо в ближайшее время сконцентрироваться на реализации инновационной политики, внести поправки в действующее законодательство, позволяющее с использованием современных информационных технологий на основе планов комплексного землеустройства в кратчайшие сроки осуществить выделку и закрепление конкретных земельных участков.
В плане законопроектных вопросов также должны найти свое место документы важнейшие для отрасли в целом: доработка Доктрины продовольственной безопасности, концепция устойчивого развития сельскохозяйственных территорий, раздел о сельхозпродукции в проекте закона о торговле.
Второй блок функций Минсельхоза - это поддержка реального производства.
Прежде чем перейти к задачам Министерства сельского хозяйства, я бы хотел обратить внимание на ряд явлений, существование которых настораживает. Высокая дифференциация сельхозорганизаций по эффективности производства - выручка хозяйств в десятки раз отличается от продукции животноводства. Остаются низкими темпы структурно-технологической модернизации ведущих отраслей. Недостаточным остается уровень развития основных фондов на селе. Низкие темпы развития производственно-сбытовой кооперации.
Ключевыми считаю решение следующих задач:
Повысить эффективность вложенных государственных средств в развитие агропромышленного производства. Каждый рубль, который выделяет Государство, должен работать на повышение эффективности производства. Необходимо сохранить темпы и объемы реализации госпрограммы. Добиться качественных изменений по основным отраслевым направлениям. Обеспечить импортозамещение, в первую очередь по мясу птицы и свинины. Решать застарелую проблему инфраструктуры. Сохранить позиции экспортера зерна.
Все должно идти одновременно - наращивание производства, строительство складских помещений.
Сегодня принято распоряжение Президента о создании Объединенной Зерновой Компании (ОЗК) - необходимо без проволочек начать работать над созданием ОЗК, с тем, чтобы иметь четкую и полную программу мощностей по хранению и переработке зерна.
Необходимо сказать, что первым приказом нового министра сельского хозяйства о формировании реестра сельхозпроизводителей - крайне важно структурировать отрасль. Создание общероссийского реестра сельхозпроизводителей прояснит многие вопросы, в том числе и при корректировке показателей Госпрограммы. Минсельхоз, Россельхозбанк, Росагролизинг должны работать в тесном контакте, чтобы была отдача от совместной работы.
Сегодня задача - решить проблемы занятости, создать достойные условия работы и жизни на селе.
Я побывал на открытии Первой ярмарки вакансий агропромышленного комплекса, организованной Петербургским аграрным университетом. 1600 выпускников ВУЗа встретились с руководителями агрохозяйств Ленинградской области, и каждому было предложена достойная работа. Такую работу надо проводить во всех наших сельскохозяйственных ВУЗах.
Поставленные задачи придется решать не в простых экономических условиях. Глобальный финансовый кризис породил и в нашем аграрном секторе ряд проблем. Во многом они аналогичны тем, что существуют в других отраслях экономики, хотя у нас есть своя специфика. Принимаемые Правительством планы кризисных смет предусматривают возможности увеличения финансирования и поддержки сельского хозяйства. Только в нынешнем году на 45 млрд руб. увеличен уставной капитал Россельхозбанка, на 25 млрд руб. - уставной капитал Росагролизинга.
Сегодня мы выступаем за то, чтобы 72 млрд руб. было выделено на строительство и реконструкцию молочных и мясных ферм. Эту работу нужно провести быстрее, с тем, чтобы выходить на рынок из кризиса с большим объемом собственной продукции.
В текущем году мы проводим Всемирный зерновой форум - это свидетельство признания роли России на международном зерновом рынке. Работы в этом ключе предстоит много. Я попрошу министра сельского хозяйства определить ответственного замминистра, чтобы уже в ближайшие дни начать подготовку к этому мероприятию. Приедут представители более 80 стран, руководители государств, министры сельского хозяйства".