Биотопливо может заменить Украине российский газ?
B конце декабря 2008 года Минагрополитики и Минтопэнерго Украины заявили, что готовы обеспечить Украину биотопливом, которое позволит снизить потребление дорогостоящего российского газа. Но законопроект 1114, которым депутаты намерены были снизить налоговую нагрузку на производителей биотоплива, еще не утвержден. Кроме того, есть другие препятствия для повсеместного внедрения альтернативных видов топлива, которое украинские ученые считают рентабельным и выгодным, сообщает OpenBiz.
В декабре прошлого года НАК "Нефтегаз Украины" заявил, что в финансовых планах на 2009 год допускается максимальная цена на российское топливо не выше $290 за тысячу кубометров. То есть требуемые "Газпромом" $450 пока взять неоткуда.
Но даже при том, что в 2008-м потребление импортного природного газа снизилось на 25%, Украина все еще имеет потребность в этом топливе. 13 января пресс-служба Верховной Рады Украины официально оформила свое требование к президенту и Кабинету министров подписать с Россией прямой газовый контракт (законопроект 3590).
В пояснительной записке к требованию парламентариев сказано, что причиной этого вмешательства со стороны законодательной власти является "недопустимость использования торговли энергоносителями для политического шантажа в межгосударственных отношениях".
Замглавы Секретариата президента Андрей Кислинский заверил прессу, что ОАО "Газпром" невыгодно разрывать с Украиной договорные отношения в принципе, поскольку главный интерес России - это возможность установить контроль над украинской газотранспортной системой. Цена интереса - $4 млрд, которые "Нефтегаз Украины" может получать в дальнейшем за транзит топлива. Учитывая это обстоятельство, можно предположить, что российский холдинг, которому неоткуда взять эти $4 млрд, будет и в последующем предлагать "Нефтегазу" высокие расценки.
В Национальном агентстве по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов (НАЭР) говорят, что этих "газовых" сложностей с Россией можно избежать. Если перейти на альтернативные виды топлива, и тем самым обеспечить тепло в домах зимой.
В частности, речь идет о биогазе. Директор научно-технического центра "Биомасса" при Институте теплофизики НАН Украины Георгий Гелетуха озвучил расчеты: наша страна может получать до 12 млрд кубометров биогаза в год, при том, что потребляет фактически около 34 млрд.
Г.Гелетуха описал несколько видов добычи "голубого топлива" из твердых отходов.
"Как вы знаете, мусор выделяет метан в атмосферу, именно из-за этого свалки постоянно горят. Практически все европейские свалки оборудованы так называемыми системами сбора биогаза. Его выгоняют в специальные перфорированные трубы и потом используют как источник энергии или просто сжигают на факеле. Соответственно, объем парниковых газов, выбрасываемых в атмосферу, снижается", - рассказывает эксперт. Также возможно добывать газ путем переработки соломы и твердых видов отходов.
Но правила игры на рынке биотоплива в Украине еще не сформированы. Кроме того, для работы на рынке нужно оборудование и хотя бы частичная поддержка государства.
В законопроекте 1114 эти правила и госмеры прописаны. Согласно документу, от уплаты пошлины и налога на добавленную стоимость могут быть освобождены на 5 лет "операции по ввозу оборудования и материалов для производства биологических видов топлива, а также оборудования и комплектующих, которые используются для производства заводских агрегатов для биотоплива". Законодатели сделали оговорку: такие условия будут у тех производителей, которые используют вышупомянутое оборудование и биосырье для собственного производства.
Комитет ВР по топливно-энергетическому комплексу с такими условиями согласен. Но депутаты пока никак не поясняют задержку с утверждением документа, да и видимых препятствий не наблюдается.
Известно, что некоторым видам топливо официально дали "добро". Министерство промышленной политики утвердило программы, согласно которым еще в 2008 году в Украине нужно было построить три завода по производству биодизеля (как замена российскому импортному топливу). По подсчетам Минагрополитики, до 2010 года объемы потребляемого биодизеля могли достичь 33% в общем энергетическом балансе. Для этих целей планировалось увеличить площадь посевов рапса на 10%. тогда на экспорт можно было бы отправить 2,3 млн тонн сырья (по сравнению с 800 тыс. тонн в 2007 году).
Но заводы построены не были. Причину невыполнения госпланов журналистам также не озвучили. При этом руководитель отдела энергетики агропромкомплекса Юрий Хоменко сообщил, что дело не в заводах и не в недостатке рапса. По его словам, в 2008 году на нашей территории выросло 2,8 млн тонн рапса, но купили его не украинцы, а зарубежные потребители.
Замглавы НАЭР Александр Паршин считает, что решающее слово сегодня - за Министерством жилищно-коммунального хозяйства. По его словам, МинЖКХ и другие сотрудничающие с ним министерства лоббируют законопроекты, которые дадут "зеленый свет" развитию системы централизованного отопления. Но тепло, которое ТЭЦ вырабатывают на газе или угле, по его мнению, нерентабельно.
"Как только потребитель тепла, владелец квартиры будет иметь право выбирать способ отопления или энергоснабжения жилья, квартиры, сразу появляется развитие данного рынка, - считает замглавы НАЭР. - На сегодня есть альтернатива централизованному отоплению, например, солнечные батареи, и за счет этой энергии будет и помещение отапливаться, и парковые светильники будут гореть - без всяких проводов и трансформаторов", - считает он и добавляет, что НАЭР уже согласовало выпуск акумулирующего электрооборудования для обогрева, "которое работает ночью и оплачивается по более низкому тарифу, а накопленное тепло отдает днем".
Иными словами, парламентариям и правительству стоит принять одно решение, и Украина получит не только возможность отказаться от российского газа, но также уменьшить расходы электростанций и предложить сырье на мировом рынке биотоплива. Кроме того, при внедрении биотоплива можно будет сократить импорт российского бензина и автодизеля.
Однако, директор консалтинговой компани "Топливная альтернатива" Виталий Давий сообщил, что "в этом году отдельные наши предприятия произвели только несколько сотен тонн биодизеля - в основном, для собственного пользования. Без профильного закона рынок биотоплива формируется стихийно. У отечественных производителей мало шансов закрепиться на внешних рынках - например, в странах Евросоюза. Власти этих стран активно защищают своих собственных производителей. Поэтому в нашем государстве нужно прежде всего заняться развитием потребительской культуры внутреннего рынка".
Члены комитета ВР по топливно-энергетическому комплексу подтверждают, что часть законодательной базы для развития биотопливного направления есть, например, закон "Об альтернативных видах жидкого и газового топлива", но документ еще не дополнен статьями о твердом биологическом топливе.
Ученые из НАЭР говорят, что на начальном этапе переход на новые вида топлива однозначно потребует дополнительных затрат, размеры которых зависят от количества объектов и готовности правительства вносить коррективы в планы министерств.
Но есть опыт других стран, которые в силу обстоятельств вынуждены были перейти с традиционных видов топлива на альтернативные или возобновляемые.
Дания в 1980 году переживала кризис, была зависима от ископаемых видов топлива. Сейчас, спустя тридцать лет, биомасса (солома, твердые отходы) на 52% заменяет датчанам уголь и мазут. Швеция также зависела от мазута, но в наши дни 50% энергосистемы этой страны работают на торфе и биомассе. По подсчетам экспертов украинского Института теплофизики, Украина может 50% системы в теплоэнергетике заменить биомассой, а в общем энергетическом балансе это будет 13% энергии за счет альтернативных источников, которые помогут компенсировать недостаток российского газа.
И есть правительственные планы, согласно которым серьезные объемы госсредств отводятся под модернизацию теплоэлектростанций (ТЭЦ). Начальник управления энергорынка НКРЭ Сергей Вышинский пояснил, что Национальная комиссия по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) своим постановлением 1397 расширила перечень объектов, 80% затрат на переоснащение которых будут компенсированы за счет самих станций, поскольку включены в тариф. В списке те ТЭС, на которых начнут проводить реконструкцию в 2010 2011 и 2012 годах (до 22 декабря 2008года там были только объекты, модернизация которых начинается в 2007, 2008 и 2009). Естественно, после модернизации срок службы оборудования будет продлен на 15 лет, увеличится мощность производства и диапазон действия. Но ТЭС будут работать на традиционном топливе - газе и угле.
"Развитию альтернативной энергетики мешают дешевые энергоресурсы, которые есть в Украине и России, - резюмирует А. Паршин. - И большие капитальные затраты. На сегодня те затраты, которые установились в сфере альтернативной энергетики, почти сравнялись с затратами при использовании традиционных видов энергоресурсов. В традиционной энергетике чтобы получить 1кВт тепла, нужно от $50 до $1000 затрат. А в нетрадиционной энергетике - при использовании геотермальных источников, тепловых насосов, - от $500 до $2,5 тысяч".
В агентстве подсчитали потенциал Украины, которая ежегодно имеет до 73-75 млн тонн биотоплива. За счет этих объемов вполне можно заменить 79 млн тонн угля в традиционной энергетике, считают ученые.
Но, видимо, природный газ за счет биомассы правительство пока компенсировать не собирается. Среди прочих мер упрочения энергетических позиций Украины - решение Кабмина о раздаче лицензий на добычу нефти и газа украинским компаниям без аукциона. Право увеличить газовый потенциал страны доверили "Черноморнефтегазу", "Украгаздобыче" и "Агрофирме "Маяк".
В общем, НАЭР еще надеется получить "добро" на проект, согласно которому в 2009 году государство будет кредитовать желающих установить альтернативные виды отопления: аккумулирующего электроотопления или отопления альтернативными видами топлива. Кредиты беспроцентные, до двух лет. А социально незащищенным видам населения будут выдавать кредиты за счет местного бюджета. Но пока что все решения в этой сфере зависят от того, насколько быстро исполнительная и законодательная власти придут "к общему знаменателю".