Программа \"продуктовых карточек\" может заглохнуть, не начавшись

Программа \"продуктовых карточек\" может заглохнуть, не начавшись

Программа продовольственной помощи малообеспеченному населению, анонсированная еще несколько лет назад, может заглохнуть, так и не начавшись. Как заявила в четверг директор департамента бюджетной политики Минфина РФ Светлана Гашкина, средства на реализацию данной идеи в проекте бюджета РФ на 2018-2020 годы не предусмотрены, передает РИА «Новости».

В последние пару лет эта программа, призванная помочь небогатым людям лучше питаться в кризис, активно обсуждалась. Ведомства давали разные оценки затрат на нее - от 15 до 300 млрд рублей. Сообщалось, что на одного человека в месяц будет приходиться чуть более 1 тысячи рублей, на которые в определенных магазинах можно будет купить продукты отечественного производства, преимущественно свежие мясо, молоко, овощи. Деньги предполагалось перечислять с помощью платежной системы "Мир".

Однако программа до сих пор не запущена. Препятствием стала нехватка средств. По словам представителя Минфина, до сих пор не разработаны ни критерии нуждаемости, и какой категории граждан надлежит оказывать помощь. "Минпромторг приходил к нам с показателем 19,1 млн человек на 319 млрд рублей - тот объем, который они хотели использовать для реализации этой программы. 19,1 млн человек - это, по данным статистики, те, кто получает меньше прожиточного минимума. Но к нам обращаются за помощью всего 4 млн человек", - добавила Гашкина.

 До тех пор, пока ведомства не договорятся и не выработают единый подход, ассигнования на программу в бюджете не закладываются.

ПОЧЕМУ ПРО БЕДНЫХ ЗАБЫЛИ

По мнению замдиректора НИИ "Центр развития" ГУ-ВШЭ Валерия Миронова, причина такого подхода, прежде всего, кроется в отсутствии средств. "В предвыборный период тема социальной поддержки населения должна заботить власти. Ради того, чтобы не увеличивать количество безработных, власти на местах препятствуют увольнению работников с неэффективных производств, не давая тем самым реализовать программу по повышению производительности труда, объявленную Минэкономразвития. Все это направлено на снижение бедности. Думается, если бы деньги были, программа продпомощи, без сомнения, была бы реализована", - уверен он.

Судя по всему, положение действительно непростое, поскольку многие социальные программы сейчас сокращаются в реальном выражении. Несмотря на снижение инфляции, они не индексируются, поэтому "усыхают" на 3-4% в год. Это касается, в частности, обеспечения населения дорогостоящими лекарственными средствами, других программ. Сохранить удается лишь те, за которыми стоят важные для страны министерства и ведомства – либо обеспечивающие поступления налогов, либо силовые. Минтруд, который по идее должен защищать бедных, такого ресурса не имеет, поэтому вряд ли может продвигать их интересы столь же эффективно, рассуждает Миронов.
В свою очередь, профессор РЭУ им.Г.В.Плеханова Сергей Орлов напоминает, что расчёты по адресной социальной помощи, независимо от того, продовольственная помощь, или какая-то иная, дело весьма хлопотное и достаточно сложное. Он отметил, что по официальным данным государственной статистики  и многим экспертным оценкам, у нас в стране около 20 млн лиц, проживающих за чертой бедности, т.е., получающих среднемесячные доходы на уровне и ниже прожиточного минимума.

"Цифра в 4 млн человек, о которой говорят в Минфине, должно быть, поступает как совокупные сведения о тех, кто регулярно и непосредственно обращается в региональные органы социальной защиты и стоит там на постоянном учёте. Эти люди получают определённую социальную поддержку, однако не ту, которая позиционируется как адресная продовольственная помощь. Поскольку Минфин в данном случае оперирует лишь фактическими цифрами - 4 млн человек - то и возникает видимость того, что именно данное ведомство "правит бал" и пытается максимально минимизировать оценку нуждающихся", - сказал он.

ПОМОЩЬ ИДЕТ?

Эксперты разошлись во мнении, будет ли реализована программа в конечном итоге. По мнению Орлова, это все же случится. Однако не исключено, что для этого потребуется прямое поручение от президента России. "Тогда и деньги найдутся, и в плане разработки бюджета всё будет, как надо.  А пока такого поручения не поступило, отговорки и в будущем постоянно станут накладываться на решение актуальной задачи", - считает он.

По его мнению, если на этот проект будет политическая воля, расчеты при подключении региональных органов могут быть сделаны за 3-4 месяца. Однако необходимо чётко представлять, по каким критериям начисляются баллы и на какие товары их можно расходовать.

Программа продовольственной помощи очень важна. Во-первых, она помогла бы  бедным "свести концы с концами". Во-вторых, она выгодна была бы Минсельхозу и Минпромторгу, поскольку стимулировала бы производство и реализацию отечественной продукции, отметил Миронов.

Однако с учетом того, что средств на нее не нашлось даже в предвыборный год, сомнительно, что дальше они появятся. Не будет ни возможностей, ни стимулов. Ускорения экономического роста, которое принесло бы деньги в бюджет, не предвидится – для этого нужны серьезные реформы в финансовой сфере, банковском кредитовании, снижение давления на бизнес, новая структурная политика.

Цены на нефть, как ожидается, тоже расти не будут – в лучшем случае, останутся на текущих уровнях. В этой ситуации ни дополнительных доходов, ни повышенного внимания к нуждам малообеспеченных ждать не стоит, резюмирует Миронов.

Последние новости