Минсельхоз подготовил Доктрину продовольственной безопасности. Она уже
направлена в правительство и до конца года состоится ее обсуждение в
Совбезе. По словам директора департамента пищевой, перерабатывающей
промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества
продукции Минсельхоза Кирилла Колончина, «это будет программа четких
действий на ближайшие 10–15 лет», призванная снизить зависимость России
от импорта продовольствия, сообщает Fintimes.
Что ж, давно пора. На недавно прошедшем в Риме Всемирном саммите по продовольственной безопасности министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник говорила: «Для нас важнейшим приоритетом является импортозамещение по основным группам продовольствия».
По оценкам Международной продовольственной организации (ФАО), достаточно безопасной для государства является доля импорта, не превышающая 17% всего объема потребляемого продовольствия. Если же импорт в каком-либо пищевом сегменте превышает 40% — это угроза не продовольственной безопасности, а продовольственной независимости. Доктрина ставит вполне конкретную задачу: обеспечить население российской сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием на уровне не менее 80% от потребности, а по наиболее значимым продуктам, таким как мясо и молоко — 85%.
Минсельхоз считает, что за нынешний год доля российского мяса в объеме потребления населением страны увеличится с 68% до 75% (свинины — с 71% до 80%). При этом достижение показателя в 100% ожидается к 2012 году, а далее предполагается осваивать экспортные возможности. Импортное мясо птицы сегодня занимает около 45% российского рынка. Однако уже в следующем году квоты на импорт этого вида продукции снизятся ориентировочно на 18% — с 952 тыс. тонн до 780 тыс. тонн, а в 2011 году — до 600 тыс. тонн.
Цели достойные и с данными по птице можно было бы согласиться. Но откуда у Минсельхоза такие невероятные данные по мясу? Любому человеку, который хоть немного разбирается в нем, очевидно – все мясо, которое продается в Москве, импортного происхождения. Отечественное – не такое и мы еще не успели забыть его вид и вкус. Да и с курятиной не все так просто. От того, что безымянную мороженную курицу переложат в пакеты местного производителя, она российской не становится. А ведь еще существуют куры в пакетах с символикой сети универсамов. Здесь разгадка совсем проста – у универсамов нет своих птицефабрик и, скорее всего, это курица импортная.
С зерном в России все в порядке, его больше, чем надо, часть мы даже экспортируем. На молочном рынке доля импорта составляет всего 16-17%, и это вполне приемлемые цифры с точки зрения безопасности.
Всего же в «продовольственную корзину» входят еще 33 продукта, в том числе овощи и фрукты. С овощами дела обстоят благополучно – на сегодняшний день их собрано 16 млн тонн, а картофеля – 40 млн тонн. В минувшем году импортные овощи заняли 7-8% российского рынка, зато импортного картофеля было 25%. Ситуацию с овощами можно было бы считать благополучной, если бы 80% посевного материала не закупалась за границей. Собственная селекция у нас только начинает возрождаться.
А вот на рынке фруктов картина совсем иная – на 80% он сформирован из импорта. И если в его экзотическом сегменте это выглядит вполне оправданным, то яблок, груш, винограда и ягод могло бы быть больше местных.
На российском рыбном рынке до кризиса доля иностранных поставщиков составляла 37,5%. При этом Россия, которая окружена морями и океанами, имеет относительно низкий уровень потребления рыбы – около 12–13 кг на душу населения в год (в Норвегии — более 30 кг, а в Японии, – 65 кг). Положение здесь можно было бы считать хорошим, если бы производители не наловчились замораживать рыбу (и особенно рыбное филе) с большим количеством воды, из-за чего получается торговля льдом.
Годовое потребление сахара в России составляет 5,3 млн тонн. В этом объеме импорт составляет всего 170 тыс тонн. Однако, если говорить о сахаре-сырце, то здесь импорт занимает около 40%. Произошло это потому, что повсеместно сократились посевы сахарной свеклы, трудоемкой в выращивании и уборке.
Вполне успокоительно выглядит и сегмент растительного масла, даже несмотря на падение урожая в этом году на 10% по сравнению с минувшим рекордным годом (7,35 млн тонн). За последние 5 лет посевные площади под подсолнечник выросли с 4,8 млн до 6,2 млн га. Более того, Россия в перспективе вполне способна стать крупнейшим экспортером подсолнечника.
Так что задача достижения пищевой безопасности выглядела бы вполне достижимой, если бы удалось решить проблему импортозамещения мяса. Возможно, то мясо, которое в статистических отчетах проходит как российское, на самом деле завезено по серым схемам и выдается за российское, будучи на самом деле дешевым импортным? Так вот, такого «российского» мяса нам не надо.
Потребители в большинстве своем готовы покупать отечественные продукты питания, полагая, что они вкуснее импортных, дешевле и содержат в себе меньше неполезных для здоровья добавок. Тем не менее, часть потребителей отдает предпочтения импортным продуктам, ссылаясь на то, что наши не могут выдерживать постоянное качество.
Однако достичь продовольственной безопасности — это еще не все. Пища должна быть не только безопасной, но и вкусной. А вот здесь у нас большие проблемы. С тех пор, как в середине девяностых годов Дума отменила обязательность пищевых гостов, производители стали абсолютно свободны в том, какие ингредиенты класть в свою продукцию. Обязательно для них только соблюдение технических регламентов, но у тех задача другая – безопасность продукции для потребителя, а вовсе не ее вкус.
Мы поинтересовались у Петра Шелища, председателя Союза потребительских обществ России и депутата Госдумы, не пора ли вернуть обязательность пищевых ГОСТов. Он ответил, что эта мера была бы излишней, поскольку производитель должен сам решать, что включать в состав продукта питания, а забота государства состоит в том, чтобы эти продукты были безопасны для здоровья. Что же касается вкуса, то это вещь субъективная и покупатели пусть сами решают, что им покупать, а что нет.
В завершение добавим, что согласно данным Росстата, в октябре продукты в РФ стали дешевле на 0,8%, в то время как в странах ЕС цены на еду совсем не изменилась. В целом за период с начала года стоимость продуктов в нашей стране выросла на 4%, в то время как в ЕС они снизились на 1,5%. Больше всего у нас подорожали сахар, джем, мед, шоколад и конфеты, рыба и морепродукты, а также мясо и мясопродукты. При этом значительно снизились цены практически на всю плодоовощную продукцию.
Минсельхоз РФ подготовил Доктрину продовольственной безопасности
- Просмотров: 2096