Украина обогнала Россию по объемам экспорта зерна, но отстала по качеству

Украина обогнала Россию по объемам экспорта зерна, но отстала по качеству

По итогам сентября 2009 г. объемы экспорта зерна из России составили около 2 млн тонн против 2,2 млн тонн в августе текущего года. При этом железнодорожные перевозки зерна возросли с 550 тыс. до 600 тыс. тонн. Такие данные приводит аналитический центр  «Русагротранс», сообщили в пресс-службе компании, передает АПК-Информ.
Экспорт зерна из России показывает отрицательную динамику с начала августа. Если в течение июля из страны вывозилось зерно по старым контрактам, то по итогам августа рынок также продемонстрировал снижение объемов поставок - на 7% по сравнению с августом 2008 г., с 2,4 до 2,19 млн тонн.
В результате по итогам первых трех месяцев 2009/10 сельскохозяйственного года Россия экспортировала порядка 5,5 млн тонн зерна по сравнению с 6,3 млн тонн за аналогичный период 2008 г., что соответствует снижению экспорта почти на 13%. Объемы экспорта зерна из Украины также снизились, но менее значительно – на 4,6%, с 6,5 млн до 6,2 млн тонн. В результате по объемам экспорта Украине удалось обогнать Россию и занять третье место в рейтинге крупнейших мировых экспортеров зерна, а Россия опустилась на четвертое место.
Сохранение поставок со стороны Украины на высоком уровне происходит благодаря девальвации гривны более чем на 10% за последние месяцы, что позволяет производителям-экспортерам получать дополнительную прибыль за счет сокращения внутренних издержек и уменьшения себестоимости продукции. В то же время качество украинского зернового экспорта значительно отстает от российского. Так, доля украинской фуражной пшеницы в общем объеме экспорта превышает 70%, российской пшеницы сопоставимого класса лишь около 20% объема.
При примерно одинаковой стоимости закупки зерна в $115-116 за тонну и сопоставимой стоимости транспортировки ($30 на тонну) стоимость перевалки зерна в российских портах Новороссийска и Туапсе выше, чем в украинских глубоководных портах, что связано в первую очередь с ограниченностью существующей инфраструктуры.
Общая мощность двух российских глубоководных портов на данный момент – 12 млн тонн против украинских портов общей мощностью до 30 млн тонн. В результате себестоимость тонны российского зерна FOB (на борту судна) даже с учетом возврата НДС на конец сентября 2009 г. составляла около $169, а украинского - около $156 при цене спроса со стороны мирового рынка - $158 за тонну.
Кроме этого, дефицит элеваторных мощностей в сезоне-2008/09 достиг критической точки: при валовом сборе в 108 млн тонн, профильные мощности по хранению составляли не более 90 млн тонн, в результате чего элеваторы в 1,5 раза подняли цены на свои услуги перед поступлением урожая 2009 г.
«Девальвация гривни заставляет украинских производителей увеличивать объемы экспорта, а не хранить зерно, что оказывает дополнительное давление на рынок в целом и российского экспортера в частности. Повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке невозможно без вложений в существующую инфраструктуру. Сейчас на юге России есть всего два порта, пригодных для перевалки зерна: Новороссийск и Туапсе, при загрузке почти 100%. На той же Украине таких портов шесть. Развитие новых портов и строительство элеваторов в России позволит увеличить конкуренцию на этом рынке и приведет к снижению инфраструктурных затрат, что, в свою очередь, снизит себестоимость российского зерна и увеличит его конкурентоспособность на мировом рынке», - прокомментировал первый заместитель гендиректора компании «Русагротранс» Олег Рогачев.