По итогам сентября 2009 г. объемы экспорта зерна из России составили
около 2 млн тонн против 2,2 млн тонн в августе текущего года. При этом
железнодорожные перевозки зерна возросли с 550 тыс. до 600 тыс. тонн.
Такие данные приводит аналитический центр «Русагротранс», сообщили в
пресс-службе компании, передает АПК-Информ.
Экспорт зерна из России показывает отрицательную динамику с начала августа. Если в течение июля из страны вывозилось зерно по старым контрактам, то по итогам августа рынок также продемонстрировал снижение объемов поставок - на 7% по сравнению с августом 2008 г., с 2,4 до 2,19 млн тонн.
В результате по итогам первых трех месяцев 2009/10 сельскохозяйственного года Россия экспортировала порядка 5,5 млн тонн зерна по сравнению с 6,3 млн тонн за аналогичный период 2008 г., что соответствует снижению экспорта почти на 13%. Объемы экспорта зерна из Украины также снизились, но менее значительно – на 4,6%, с 6,5 млн до 6,2 млн тонн. В результате по объемам экспорта Украине удалось обогнать Россию и занять третье место в рейтинге крупнейших мировых экспортеров зерна, а Россия опустилась на четвертое место.
Сохранение поставок со стороны Украины на высоком уровне происходит благодаря девальвации гривны более чем на 10% за последние месяцы, что позволяет производителям-экспортерам получать дополнительную прибыль за счет сокращения внутренних издержек и уменьшения себестоимости продукции. В то же время качество украинского зернового экспорта значительно отстает от российского. Так, доля украинской фуражной пшеницы в общем объеме экспорта превышает 70%, российской пшеницы сопоставимого класса лишь около 20% объема.
При примерно одинаковой стоимости закупки зерна в $115-116 за тонну и сопоставимой стоимости транспортировки ($30 на тонну) стоимость перевалки зерна в российских портах Новороссийска и Туапсе выше, чем в украинских глубоководных портах, что связано в первую очередь с ограниченностью существующей инфраструктуры.
Общая мощность двух российских глубоководных портов на данный момент – 12 млн тонн против украинских портов общей мощностью до 30 млн тонн. В результате себестоимость тонны российского зерна FOB (на борту судна) даже с учетом возврата НДС на конец сентября 2009 г. составляла около $169, а украинского - около $156 при цене спроса со стороны мирового рынка - $158 за тонну.
Кроме этого, дефицит элеваторных мощностей в сезоне-2008/09 достиг критической точки: при валовом сборе в 108 млн тонн, профильные мощности по хранению составляли не более 90 млн тонн, в результате чего элеваторы в 1,5 раза подняли цены на свои услуги перед поступлением урожая 2009 г.
«Девальвация гривни заставляет украинских производителей увеличивать объемы экспорта, а не хранить зерно, что оказывает дополнительное давление на рынок в целом и российского экспортера в частности. Повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке невозможно без вложений в существующую инфраструктуру. Сейчас на юге России есть всего два порта, пригодных для перевалки зерна: Новороссийск и Туапсе, при загрузке почти 100%. На той же Украине таких портов шесть. Развитие новых портов и строительство элеваторов в России позволит увеличить конкуренцию на этом рынке и приведет к снижению инфраструктурных затрат, что, в свою очередь, снизит себестоимость российского зерна и увеличит его конкурентоспособность на мировом рынке», - прокомментировал первый заместитель гендиректора компании «Русагротранс» Олег Рогачев.
Украина обогнала Россию по объемам экспорта зерна, но отстала по качеству
- Просмотров: 1400