Отгрузки зерна на железную дорогу не спешат расти вместе с объемами
убранного урожая. Рынок слишком нестабилен, цены все время меняются, и
переработчики не спешат закупать впрок, предпочитая небольшие разовые
контракты. Железнодорожные перевозки зерна на внутреннем рынке, в
отличие от экспорта, в августе выросли (с 720 до 780 тыс. тонн), однако
по сравнению с прошлым августом сильно сдали - тогда по железной дороге
было перевезено 1,1 млн тонн зерна.
Причина не только в неблагоприятной конъюнктуре рынка. Зерно, предназначенное для внутреннего рынка, все чаще уходит с железных дорог на автомобильные, а также перевозится водным транспортом, сообщает Гудок.
"Одна из главных особенностей нынешнего года - очень нестабильная ценовая ситуация (на внутреннем рынке), при которой никто не стремится заключать долгосрочные контракты", - добавляет руководитель аналитического центра ЗАО "Русагротранс" Игорь Павенский.
Соответственно, производители все чаще прибегают к услугам более мобильного автотранспорта. Хотя возить им не дешевле, чем по железной дороге, они предпочитают работать по схеме "сегодня нашел, завтра купил, послезавтра отвез".
Рост автоперевозок происходит еще и потому, что, стремясь сэкономить хоть на чем-то, аграрии зачастую перегружают зерно в машины прямо с токов, минуя элеватор (по подсчетам "Русагротранса", получается экономия до 400 руб. на каждой тонне). Это отрицательно сказывается и на качестве зерна, не прошедшего сортировку, просушку и подработку, и на доверии покупателей-мукомолов.
Доля автоперевозок сейчас очень высока, зерно возят на автомобилях на расстояние до 1000 км, подтверждает директор департамента транспорта и логистики Международной зерновой компании (российская "дочка" швейцарской Glencore) Алексей Расницов. Такие перевозки стоят столько же или меньше, чем железнодорожные, но дело даже не в цене: зерновой рынок сейчас спотовый, говорит он, и автоперевозки позволяют быстро продавать и доставлять небольшие партии груза. Железная дорога с системой заявок такой возможности не предоставляет.
Конкуренцию "Русагротрансу" сегодня составляет не только автомобильный транспорт, который доставляет зерно непосредственно потребителям, минуя элеваторы, но и речной, говорит Игорь Павенский: в этом году неожиданно повысился сбор зерна в регионах, которые не считаются зерноизбыточными: в Ленинградской, Ульяновской и Нижегородской областях. Оттуда близко до столиц и есть возможность транспортировать зерно или машинами, или речным транспортом.
Сдвиг закупочных интервенций и сезонное ухудшение погодных условий должны способствовать активизации движения зерна на внутреннем рынке, говорит Игорь Павенский. "Склады не приспособлены для долговременного хранения, с наступлением холодов большие объемы зерна придется перевозить на элеваторы", - говорит эксперт.
Перевозки зерна внутри России не увеличиваются
- Просмотров: 1521