Тенденции в транспортировке зерна повторяют общую картину рынка
железнодорожных перевозок с точностью до наоборот. По итогам мая
погрузка продукта существенно выросла в сравнении с прошлогодним
уровнем. Однако относительно начала текущего года объёмы перевозок
зерна последовательно снижаются, сообщает Гудок.
По сравнению с апрелем в мае 2009 года объём перевозок по железной дороге упал с 1,9 млн до 1,5 млн тонн. Это нормальная картина для конца сезона, отмечает начальник отдела аналитики «Русагротранса» Игорь Павенский: все прошлогодние контракты уже исполнены, новые не заключаются в ожидании цен на зерно нового сезона, запасы уменьшаются. Снижение идёт и по внутренним, и по экспортным поставкам, притом что общий объём перевозок на экспорт обещает быть рекордным – 9,5 млн тонн против прошлогодних 7,8 млн.
Благодаря рекордному урожаю-2008 (более 100 млн тонн) зерно можно приобрести на элеваторах во всех частях страны. Поэтому нет необходимости перебрасывать его по железной дороге на большие расстояния, поясняет Игорь Павенский, иногда дешевле перевезти его автотранспортом с ближайшего хранилища.
В 2007 году, когда урожай был на 20 млн тонн меньше, объём внутренних железнодорожных перевозок в апреле-мае был на несколько сотен тонн выше – нужно было обеспечивать регионы, удалённые от урожайного Юга.
– На автотранспорт перешли приличные объёмы отгрузок, – сообщает директор департамента транспорта и логистики Международной зерновой компании (российская «дочка» Glencore) Алексей Расницов. – Ежемесячно мы перевозим автомашинами 25–50 тыс. тонн, на железную дорогу остаётся 100–150 тыс.
По словам Алексея Расницова, частично перейти на автоперевозки компанию заставил также рост затрат на транспортировку по железной дороге. Точка безубыточности после июльской индексации тарифов на 5,7% может отодвинуться до 800 км, в этой ситуации более выгодно пользоваться автомобилями. Плечо автоперевозок постоянно растёт, добавляет Алексей Расницов. Его слова подтверждает директор ЗК «Разгуляй» Алексей Иванов : «Мы всё больше возим автомобилями. Стоимость аренды вагонов и тарифы на перевозку растут, а цена на бензин падает».
По данным РЖД, погрузка зерна в мае выросла на 17,7% по сравнению с уровнем прошлого года. Но с января по май 2008 года в России действовала запретительная пошлина на вывоз зерна и экспортные перевозки вообще не осуществлялись.
Автоперевозоки зерна постоянно растут, т.к. растет стоимость аренды вагонов и железнодорожные тарифы
- Просмотров: 1681