Прирост производства сельхозпродукции в РФ в 2008 г. составил 10,8%

Прирост производства сельхозпродукции в РФ в 2008 г. составил 10,8%

Министерство сельского хозяйства РФ внесло для рассмотрения правительства РФ национальный доклад о ходе реализации в 2008 г. государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., как сообщает ПРАЙМ-ТАСС.
В производственной сфере в 2008 г. предусмотренные государственной программой основные целевые показатели развития сельского хозяйства были выполнены и перевыполнены, за исключением индекса производства животноводческой продукции и индекса физического объема инвестиций в основной капитал.
Прирост производства сельскохозяйственной продукции в 2008 г. составил 10,8%, что на 7 процентных пунктов выше целевого показателя. Увеличение производства продукции сельского хозяйства обусловлено главным образом приростом продукции растениеводства - на 14,7 процентных пунктов к целевому показателю, тогда как продукция животноводства оказалась на 1,4 процентных пунктов ниже целевого показателя.
Прибыль сельхозпредприятий в 2008 г. увеличилась на 11,7 млрд руб - до 117,5 млрд руб, а рентабельность снизилась с 17,2% до 15,3%.
В растениеводстве рентабельность сельхозпредприятий от реализации зерна в 2008 г снизилась до 35,4% по сравнению 46,6% в 2007 г.
В животноводстве прибыль от реализации мяса свиней в 2008 г увеличилась с 1,1 млрд руб. до 6,7 млрд руб., а прибыль от реализации мяса птицы, несмотря на высокие темпы роста его производства, снизилась с 10,6 млрд руб. до 8,3 млрд руб. Реализация мяса крупного рогатого скота была убыточна, как и в прошлые годы.
В рамках государственной программы в 2008 г. на поддержку сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК было направлено из федерального бюджета 118,3 млрд руб.
Объемы краткосрочных кредитов и займов сельхозтоваропроизводителей и организаций АПК в 2008 г. возросли на 20% и превысили предусмотренный в государственной программе уровень в 1,9 раза.
Объем инвестиционных кредитов по государственной программе в 2008 г увеличился на 8,4%.
Во второй половине 2008 г. доступность кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей существенно ограничилась. Ставки по кредитным договорам повысились до 18-20%; коэффициент, применяемый к оценке залога, снизился до 0,5; плата за открытие кредитной линии возросла до 1%, появились дополнительные расходы на обязательное страхование залога по краткосрочным кредитам. Такая кредитная политика привела к увеличению расходов сельхозтоваропроизводителей на привлечение и обслуживание кредитов и отрицательно сказалась на их экономическом и финансовом состоянии.
Объем финансирования расходов по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села в 2008 г. составил 43,7 млрд руб., что на 43,1% превысило плановое значение. Рост объемов финансирования этих мероприятий обусловлен привлечением дополнительных бюджетных и внебюджетных средств субъектов РФ, тогда как доля федерального бюджета снизилась с предусмотренных 26,7% до 18,8%.
Сеть объектов социальной инфраструктуры в сельской местности продолжает сокращаться, социальные услуги по-прежнему остаются труднодоступными для основной массы сельского населения, сельский жилищный фонд остается в основном неблагоустроенным, растет доля изношенного, ветхого и аварийного жилья.
Хотя показатель государственной программы по росту располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности (на члена хозяйства в месяц) в 2008 г. был превышен на 9,4%, однако темпы роста этого показателя не обеспечивают необходимую мотивацию труда, преодоление широкомасштабной бедности и решение демографических проблем в сельской местности.
Проект национального доклада был рассмотрен 22 апреля 2009 г. экспертной комиссией и 29 мая 2009 г. одобрен в основном на заседании комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса.
При разработке прогноза развития сельского хозяйства на 2009 г. Минсельхоз России учитывал следующие риски: падение спроса на продовольственные товары в результате снижения реальных располагаемых доходов населения; снижение инвестиционной активности в связи с трудностями в привлечении инвестиционных кредитов; ухудшение финансово-экономических показателей деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, вызванное общим повышением уровня неплатежей в экономике.
В заключении экспертной комиссии по результатам реализации государственной программы в числе основных рисков отмечается также замедление темпов роста валовой продукции сельского хозяйства за январь-апрель 2009 г., резкий рост суммарной задолженности по кредитам и займам сельхозпредприятий; влияние погодного фактора, который уже сказался на урожае сельскохозяйственных культур в южных регионах России.
Исходя из анализа результатов реализации государственной программы в 2008 г, а также ситуации, сложившейся вследствие финансового и экономического кризиса, Минсельхоз России предлагает осуществить корректировку отдельных ее положений.