В Москве построят гигантский продовольственный рынок

В Москве построят гигантский продовольственный рынок

Мечта столичных властей — загнать рыночную торговлю в цивилизованные рамки — начинает сбываться. До конца апреля мэру Москвы представят две площадки в непосредственной близости от МКАД, подходящие для строительства продовольственного рынка а-ля парижский Rungis или Mercamadrid в испанской столице площадью примерно 1 млн кв. м, сообщает РБК daily.

Проект создания агропромышленного кластера по образцу Rungis или Mercamadrid находится на заключительном этапе согласования, рассказал РБК daily глава городского департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Создание системы оптовых терминалов на территории Московской области предусмотрено подпрограммой «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг Москвы на 2012—2016 годы». Она была утверждена в октябре прошлого года. По словам зам¬мэра Андрея Шаронова, крупный продовольственный логистический центр призван, с одной стороны, удовлетворить потребности в свежих продуктах жителей столицы, а с другой — стать хабом, в том числе для мелких российских производителей. «Это не идея создать «ворота» для импортного продовольст¬вия, а идея создать «пылесос», который бы квалифицированно втягивал продукцию, производимую в России», — объяснил он логику властей.

Тогда же, осенью, начались активные поиски свободных участков площадью 50—100 га (Rungis занимает 230 га), которые позволили бы построить по 1 млн кв. м недвижимости. Среди других требований к площадкам Андрей Шаронов называл близость к железнодорожной ветке, аэропорту и нескольким трассам — «количество грузовиков, в том числе огромных, будет измеряться тысячами за ночь».

«В настоящее время рассматривается несколько земельных участков для размещения кластера в северном и южном направлениях от МКАД», — заявил РБК daily руководитель департамента торговли и услуг. Приоритетными Алексей Немерюк считает площадки на Ленинградском шоссе в районе Молжаниново и на трассе «Дон». В перечне также фигурирует участок на Киевском шоссе. Однако статус правительственной трассы и близость терминала для обслуживания литерных рейсов аэропорта Внуково осложнят его использование, опасается представитель мэрии.

Площадка около трассы «Дон», по мнению директора отдела исследований рынка CBRE Валентина Гаврилова, больше соответствует планам создания центра торговли сельскохозяйственной продукцией. «Но как складской комплекс объект найдет спрос вне зависимости от своего расположения на севере или юге столицы», — отметил он.

Предполагается, что рынок в Молжаниново будет специализироваться на импортных товарах, поступающих в столицу из портов Санкт-Петербурга и Финляндии. Продовольственный терминал на юге сориентируют на продовольствие из южных регионов России и Украины.

Реализовать амбициозные замыслы администрация города рассчитывает на условиях частно-государственного партнерст¬ва. Москва может войти в проект землей (в ее собственности достаточно свободных гектаров в Молжаниново) или ограничиться строительством подъездных путей и инженерной инфраструктуры, если под застройку выберут чужую площадку. Предварительные договоренности, по словам Алексея Немерюка, с владельцами земли, инвесторами и девелоперами уже достигнуты. Однако назвать участников переговоров чиновник отказался.

По оценке Валентина Гаврилова, инвестиции в строитель¬ство могут составить порядка 0,9 млрд долл. Однако заинтересованность правительства Москвы в реализации проекта может снизить его стоимость ниже указанной.

Столичные власти возьмут на себя и функции регулятора. «Город будет определять правила торговли и ценообразования, а также обеспечит свободный доступ производителей на эти рынки», — пообещал глава департамента.

Формат торгового центра а-ля Rungis или Mercamadrid, где в качестве продавцов выступает множество конечных компаний, а потребителями, по крайней мере на Западе, являются представители малого бизнеса, по мнению руководителя отдела исследований и консалтинга компании «Магазин магазинов» Андрея Васюткина, требует государственного участия, и не только из-за затрат на создание транспортной инфраструктуры. «Кто-то должен проверять и гарантировать качество продукции», — рассуждает эксперт. В других странах эту функцию на себя берет государство, как правило, входящее в состав акционеров или учредителей управля¬ющей компании оптового центра. У нас вопрос продовольственной безопасности также находится в ведении городских властей.

Г-н Васюткин напомнил, что в Москве есть несколько крупных оптовых продовольственных баз, которые представляют предыдущий этап качественного развития рынков типа Rungis и Mercamadrid (объекты компании «Виктория», Покровская база). Но городу нужно заменить эти форматы (значительно меньшие по площади и расположенные внутри МКАД, что усложняет логистику), сформировав пару крупных тер¬миналов.

Ключевой проблемой, которую придется решать уже после строительства комплекса, Валентин Гаврилов из CBRE назвал наполнение его сельхозпродукцией. «Логистические цепочки поставок продукции из отдаленных регионов уже налажены и отработаны. Заполнение же их отечественной продукцией из близлежащих регионов, как в случае Rungis, может оказаться непростой задачей», — предположил он. Если удастся эффективно решить проблему поставок товара, по словам эксперта, сократится срок окупаемости проекта, который пока можно оценить примерно в семь лет.

Последние новости