ОЗК станет российским лидером на мировом рынке зерна

ОЗК станет российским лидером на мировом рынке зерна

На финишную прямую вышел выбор стратегического партнера для "Объединенной зерновой компании". ОЗК суждено стать российским "национальным чемпионом" на мировом рынке зерна, а в перспективе - конкурировать с крупнейшими международными трейдерами, усиливая международные позиции нашей страны, пишет "Российская газета".

Поиск партнера для ОЗК не обошелся без интриги и сюрпризов. В международные СМИ просочилась информация, что один из претендентов на партнерство с ОЗК - Агрохолдинг "Кубань" действует в интересах международного трейдера Glencore, который уже и так контролирует значительную долю экспорта российского зерна. "Кубань", естественно, это отрицала, но, как отмечали СМИ, как-то неуверенно. Это и неудивительно, если вспомнить теснейшие и давние связи Glencore с компанией РУСАЛ, которая, как и Агрохолдинг "Кубань", в числе своих основных владельцев числит одного и того же бизнесмена - Олега Дерипаску.

При этом эксперты зернового рынка сходятся во мнении, что незримое присутствие Glencore не было единственным фактором, дисквалифицировавшим "Кубань". Главная причина в том, что у компании просто нет компетенций и опыта для того, чтобы на деле способствовать реализации стратегии ОЗК. Агрохолдинг "Кубань", который специализируется на коневодстве, свиноводстве и производстве сахара из свеклы, мало кому известен своим опытом в перевалке и хранении зерна. Как сказал на условиях анонимности источник близкий к конкурсу, ОЗК нужен инфраструктурщик и логист, а не свекловод. "Кубань" - это большой колхоз, от партнерства с которым ОЗК толку не будет.

Интрига интригой, но нелишне напомнить, ради чего поиски партнера для ОЗК были затеяны изначально. Когда-то компания создавалась для проведения зерновых интервенций. Но уже к концу 2000-х годов стало понятно, что если роль ОЗК будет ограничена только этим, то России будет нечего противопоставить международным трейдерам, которые за короткий срок стали доминировать на отечественном рынке зерна и диктовать ему свои условия. Сегодня транснациональные корпорации контролируют 50 процентов экспорта российского зерна, хотя в 2008 году их доля была всего 29 процентов.

Второй очевидной проблемой стал дефицит логистических мощностей, ведь при ожидаемом росте производства зерновых в России просто невозможно обработать весь экспортный поток. Не имея гарантированных рынков сбыта, крестьяне вынуждены сокращать посевные площади, отказываться от закупки сельхозтехники, сдавать зерно за бесценок перекупщикам.

Именно для решения инфраструктурных задач зернового рынка и было задумано превращение ОЗК в "национального чемпиона", способного на равных конкурировать с мировыми гигантами типа Cargill (США) и Dreyfus (Франция). Для достижения этих целей нельзя обойтись без крупных инвестиций, которые оцениваются в размере почти 20 млрд рублей. Порядка трети этой суммы было решено привлечь у стратегического инвестора. Наличие денег - это важный, но не единственный фактор успеха. Не менее важны инфраструктурный опыт и компетенции, которые партнер привнесет в компанию. Именно для этого и был определен набор критериев для потенциальных инвесторов: наличие опыта и мощностей по перевалке от 1 миллиона тонн или хранению зерна от 500 тысяч тонн, российская "прописка" компании. Этим критериям соответствовали 20 компаний.

Привлечь инвестора было решено через допэмиссию по закрытой подписке, что позволяет избежать покупки пакета в ОЗК иностранным капиталом. Интерес к ОЗК проявляли все крупные транснациональные трейдеры, но их интересовала в первую очередь ресурсная база компании как поставщика сырья, а не создание глобального игрока и собственного конкурента.

Предварительную заинтересованность участвовать в допэмиссии выразили 18 компаний, однако только шесть подали заявки: группа "Сумма", Агрохолдинг "Кубань", "Русагро", Louis Dreyfus, "Нефтегазиндустрия-Инвест" и "Био-Тон".

По мнению экспертов, большая часть финалистов по тем или иным причинам не имели шансов войти в шорт-лист претендентов на ОЗК. С "Кубанью" все понятно. У малоизвестных "Био-Тона" и "Нефтегазиндустрии-Инвест" практически нет логистического и инфрастуктурного опыта, у Louis Dreyfus - иностранные владельцы.

Остаются "Сумма" и "Русагро".

У "Суммы" есть богатый опыт в логистике и перевалке грузов, а "Русагро" - один из крупнейших в России холдингов с масштабными мощностями по хранению зерна и международным опытом. Кто бы из них двоих не был выбран, ОЗК, как и рассчитывало правительство, получит в партнеры компанию, которая мощно усилит ее компетенции в перевалке и хранении зерна.

Усиление ОЗК потянет за собой весь агропром. Согласно расчетам, реализация инвестпрограммы ОЗК создаст до 17 тысяч рабочих мест в смежных отраслях и даст по-настоящему мультипликативный эффект: вырастет производство зерновых, увеличится потребность в сельскохозяйственной технике, удобрениях. Остается надеяться, что уже к 2015 году у России появится свой "национальный чемпион", который поможет нашему зерну завоевать достойное место на мировых рынках, а российским крестьянам - получить стабильные рынки сбыта и уверенность в завтрашнем дне.

Ждать финальной точки осталось недолго: согласно указу президента, партнер ОЗК должен быть объявлен до конца мая.