Нашествие саранчи может оставить юг России без урожая

Нашествие саранчи может оставить юг России без урожая

Саранча все активнее атакует юг России. Уже в нескольких регионах введен режим чрезвычайной ситуации из-за нашествия всеядных полчищ. При этом самый опасный период — когда стаи насекомых научатся летать — еще даже не начинался. Как готовятся к атакам южно-российские регионы, рассказывает корреспондент радио «Вести ФМ».

В Ставропольском крае на борьбу с вредителем решено дополнительно выделить тридцать миллионов рублей. На то, чтобы использовать эти деньги, у селян осталось 2-3 недели до того момента, как саранча «встанет на крыло» и бороться с ней будет почти невозможно. А вот в Астраханской области критически опасного возраста орды насекомых достигнут уже в ближайшие дни.

И предотвратить нашествие, судя по всему, не получится. Земли, принадлежащие частным сельхозтоваропроизводителям, и тем, кто получает деньги из муниципальных бюджетов, в последние полтора месяца обрабатываются в авральном режиме. А вот из федеральной казны обещанных в начале года 150 миллионов рублей на борьбу с вредителем Астраханская область так и не дождалась, рассказал начальник Управления сельского хозяйства Лиманского района Григорий Маслов.

«То, что 150 млн рублей выделено, по этой программе пришло 4 трактора, неукомплектованных опрыскивателями, когда придут неизвестно. Самое главное, что федеральные земли представлены хозяйствами-банкротами, у которых нет денег на обработку, или научными организациями, которые тоже не располагают средствам», — сказал Маслов.

Над астраханскими полями почти непрерывно кружат небольшие самолеты Ан-2. Один вылет «кукурузника» с опрыскивателем обходится почти в 10 тысяч рублей. Чтобы обработать земли среднего хозяйства, взлетать самолету нужно от 8-10 раз. Получающуюся внушительную сумму владельцы тратить вынуждены, даже понимая, что толку от этого не будет. Так называемые «федеральные» земли не обрабатываются никак, и их вполне достаточно, чтобы саранча встала на крыло в угрожающих количествах, рассказал заместитель главного агронома Лиманского района Юрий Минав.

«Мы написали и в минсельхоз России и Астраханской области. Если суммировать все ответы, то сводится всё к тому, что каждый должен бороться с саранчой на своих участках, но саранча-то не знает границ», — сказал Минав.

Уничтожать насекомых на чужих землях среди астраханских селян желающих не нашлось. А вот «разведку» все-таки провели. И ее результаты ужасают — готовящейся к нашествию саранчи на необработанных полях хватит, чтобы заполонить не только Астраханскую область, но и соседние регионы.

Чем это обернется, уже в полной мере ощутили жители одного из районов Волгоградской области. В хуторе Донском первые полчища будущей армады уже перешли в наступление. Обработанные фермерские поля летающая орда обогнула и обрушилась на сады и огороды. На участке Александра Устинова фруктовые деревья и кусты буквально за ночь лишились листьев и завязавшихся плодов.

«Вот напала саранча — и все, ничего не можем сделать. Съедает все подряд: яблоки, сливы, абрикосы, крыжовник, смородину. Все. Ничего нет, вот, видите. Мы ведрами снимали смородину — и ничего нет. Абсолютно», — говорит Устинова.

Бороться с саранчой традиционными химикатами не получается — похоже, за последние годы насекомые адаптировались к ядам. И жителям хутора Донского приходится импровизировать. Кто-то всевозможными погремушками пытается отпугнуть насекомых от своего участка, а вот участок Натальи Борисовой пытаются отстоять с помощью показательных казней.
«У меня дети ее в плен берут. В майонезные банки сажают, отрывают ноги, крылья, чтобы она не летала», — говорит Борисова.

На увечья, наносимые собратьям, саранча внимания не обращает, продолжая пожирать все, на что приземлиться. Аппетит насекомой орды уже стал элементом местного народного творчества. Фермер Петр Милаев рассказывает самый актуальный нынешней весной анекдот.

«В позапрошлом году 100 гектаров посеял — саранча сожрала. В прошлом году — 200 гектаров. Тоже саранча съела. В этом году 1000 посеял — пусть подавится».

Правда, давиться саранча, похоже, не собирается. Равно как пугаться погремушек или травиться ядами. И если за считанные дни селянам не удастся придумать по-настоящему эффективное средство борьбы, всеядные орды могут оставить юг России практически без урожая.