Россия стала крупнейшим в Европе рынком продовольствия

Россия стала крупнейшим в Европе рынком продовольствия

Россия по итогам 2011 года укрепила свои позиции по емкости рынка FMCG в денежном выражении, опередив Францию, Германию, Великобританию и другие страны Европы, уступив, в порядке возрастания, Бразилии, Индии, Японии, США и Китаю, сообщает «РБК. Исследования рынков».

Еще в 2010 году Франция была крупнейшим рынком продовольственных товаров в Европе.

Эксперты связывают динамичное развитие рынка FMCG в России с несколькими тенденциями.

Во-первых, на фоне экономического кризиса резко снизились доходы европейцев в противовес росту доходов россиян.

Во-вторых, россияне, не понаслышке знающие, что все накопления могут в момент обесцениться, активно тратятся на различные покупки: в портфеле расходов 77% приходится на совершение покупок и только 6% - на накопления.

Однако, по данным рейтинга INFOLine&Retailer Russia top-100, составленного ИА INFOLine совместно с Retailer Magazine, темпы роста оборота розничной торговли продовольственными товарами в рублевом выражении в 2011 году составили 13,9% и выросли на 1,2 процентных пункта по сравнению с кризисным 2010 годом. Несмотря на самый низкий уровень инфляции за одиннадцать лет (декабрь 2011 к декабрю 2010 года), прирост рынка связан до 75% выручки с увеличением цен на продукты и не более 25% с увеличением товарооборота.

Такие малые показатели по продажам надо связывать с насыщенностью торговым точками  в крупных городах и каннибализацией трафика из-за открытия новых магазинов рядом с уже существующими, комментирует аналитики INFOLine.

При этом усиление конкуренции за привлекательные локации влияет на рост арендных ставок в торговых центрах, а федеральные и региональные ритейлеры готовы переориентироваться на населенные пункты с населением до 10 тыс. человек (для дискаунтеров и магазинов у дома) и до 200 тыс. человек (для гипермаркетов). Несомненный плюс таких городов - это менее жесткая конкуренция при сравнительно невысоком уровне доходов населения».

Помимо экстенсивного развития в регионы, у российских ритейлеров после вступления России в ВТО появится возможность импортировать (в том числе по программе развития СТМ) более качественные продовольственные товары по более низким ценам, чем у российских поставщиков федеральных брендов.