Россия остается единственной страной в мире, демонстрирующей устойчивый рост производства мяса индейки за последнее десятилетие, в то время как в большинстве стран мира оно стагнирует или падает. Показатели российского индейководства могли бы быть и выше, однако отрасль сталкивается с нехваткой инкубационных яиц и племенного материала.
Это показал ежегодный анализ производства индейки в топ-10 странах индейководческой отрасли, сделанный консалтинговой компанией Agrifood Strategies по заказу Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ). Результаты исследования глава компании Альберт Давлеев представил на саммите «Аграрная политика России» 28 мая.
Давлеев напомнил, что в 2024 году по сравнению с 2023 годом производство индейки в РФ выросло на 3,8%, до 438 тыс. тонн. Это почти в 3 раза больше, чем в 2015 году. При этом РФ закрепила свое лидерство на европейском рынке и является вторым крупнейшим производителем индейки в мире, отметил он.
В то же время в США, выпускающих почти половину всего мяса индейки в мире, продолжается снижение производства из-за гриппа птиц и распространения инфекции метапневмовируса. Снижение отмечается уже на протяжении 10 лет, а в прошлом году составило 6,1%. «При этом доля индюшатины в американской рознице замещается курицей и свининой, а экспортные поставки сузились до Латиноамериканского региона и отдельных стран Африки», — сказал эксперт.
По его словам, Франция в прошлом году начала частично восстанавливать поголовье индеек за счет довольно успешного эксперимента с вакцинацией от гриппа птиц (+7,4%). Однако общая тенденция во французском индейководстве негативная: с 2015 года производство упало на 38,1%.
Проблемы в бразильском индейководстве Давлеев объяснил ограничениями экспорта в ЕС из-за торговых барьеров, в британском — общим снижением потребления индейки из-за уменьшения размеров домохозяйств, сокращения ее покупок на Рождество и конкуренции со стороны более дешевого импорта из Польши. Индейководство Германии, Канады и Италии, традиционных исторических стран-производителей индейки, также демонстрирует снижение производства от 7% до 22% «ввиду зрелости рынков, крайне ограниченного экспорта и вызовов гриппа птиц», пояснил он.
По данным исследования, из топ-10 стран только Польша, Испания и Россия показали прирост производства индюшатины в последнее десятилетие. В целом производство в десятке лидеров за этот период снизилось на 4,6%. При этом в 2024 году и польское, и испанское индейководство ушло в минус (на 5% и 6,8% соответственно) в связи с повышением себестоимости откорма и переходом значительного числа фермеров на выращивание курицы, обеспечивающей более быстрый оборот средств при более высокой сохранности поголовья.
«На этом фоне Россия остается единственной страной, показавшей устойчивый рост производства индейки на протяжении всех последних лет», — подчеркнул Давлеев.
При этом он отметил, что рост производства в РФ в прошлом году был бы выше, если бы не дефицит инкубационных яиц, доступность которых резко сократилась из-за потерь племенного поголовья индеек в США, Канаде и Европе и ветеринарных ограничений на импорт из-за роста количества вспышек гриппа птиц в 2023-2024 годах.
По данным НАПИ, российское индейководство по состоянию на 1-й квартал 2025 года обеспечено отечественными инкубационными яйцами и суточными птенцами индейки менее чем на 60%. Несмотря на строительство новых племрепродукторов, в России нет собственного прародительского поголовья промышленных кроссов индейки, и его приходится ввозить из-за рубежа. В связи с запланированным ростом производства индейки почти на 50%, до 650 тыс. тонн, к 2030 году доля отечественного племенного материала снизится до 53%, что требует дополнительной государственной поддержки отрасли, считают в отраслевом объединении.
Agrifood Strategies — консалтинговое агентство в области стратегического маркетинга продуктов питания и сельскохозяйственных товаров. Создано в 2011 году в Москве, работает в России и странах СНГ и Азии.
Национальная ассоциация производителей индейки (НАПИ) основана в 2021 году, объединяет 80% российских компаний индейководческого сектора, поставщиков оборудования, племенного материала, кормовых и ветеринарных препаратов, научно-образовательные учреждения.