Льготы для российских аграриев на перевозку зерна в 2025 году закончились за два месяца
Льготы для российских аграриев на перевозку зерна в 2025 году закончились за два месяца

Льготы для российских аграриев на перевозку зерна в 2025 году закончились за два месяца

Минсельхоз остановил прием заявок от сельхозпроизводителей на льготную перевозку железной дорогой зерна. Годовые лимиты на нее закончились за два месяца 2025 года.

При плане перевозки зерна в объеме 1,92 млн тонн остаток к 26 февраля составил 15,4 тонн. В 2024 году примерно такие остатки были зафиксированы только к сентябрю.

В Минсельхозе подтвердили прекращение приема заявок. При этом там отметили, что в 2025 году из федерального бюджета на поддержку льготных перевозок заложено порядка 8,3 млрд рублей, что на 2 млрд рублей больше, чем годом ранее.

«Согласно распределению доступных объемов, указанных на сайте Минсельхоза России, на 2025 год предусмотрена перевозка железнодорожным транспортом по льготному тарифу порядка 2 млн тонн зерновых культур и 70 тыс. тонн рыбы. На данный момент министерством одобрены заявки на весь указанный объем, в связи с чем прием новых заявок приостановлен», — сообщили в ведомстве.

Обеспокоены ситуацией с окончанием лимитов по перевозке зерна в ассоциации «Народный фермер».

«Эта мера одна из самых адресных и нацелена на поддержку тех регионов, которые, с одной стороны, не имеют достаточных экспортных возможностей, а с другой — полностью обеспечивают себя зерном и нуждаются в вывозе продукции. В силу удаленности этих регионов их логистические издержки гораздо выше, чем у других. Льготный тариф на перевозку выравнивал эту ситуацию. Для наших коллег из Сибири и Дальнего Востока утрата льготных тарифов может стать довольно острой проблемой», — сообщил исполнительный директор ассоциации Станислав Санкеев.

«В том, что лимиты внезапно так закончились, есть два момента. Во-первых, организация планирования распределения средств, при которой они закончились за два месяца. Во-вторых, вероятно свою роль тут сыграл Минфин, ограничивший выделение денег на эти цели», — заявил независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут.

При этом, по его словам, эта мера поддержки очень востребована у аграриев, так как всё зерно, которое выращивается за Уралом, не имеет рынка сбыта.

«Поэтому продукцию оттуда нужно везти в Центральную Россию. Надеюсь, что как и в прошлые годы, когда создалась такая ситуация, деньги на эти цели будут добавлены», — отметил эксперт.

Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович считает, что выделение дополнительных средств на новые лимиты будет зависеть от Минфина, а не от Минсельхоза. Если деньги на эти цели не найдут, то отсутствие льготных перевозок может привести к дефициту и росту цен на эти товары, это законы экономики, подчеркнул эксперт. При этом он считает, что правительство в итоге пойдет навстречу сельхозпроизводителям, чтобы не допустить такой ситуации.

Последние новости