Зависимость российского сельхозмашиностроения от импорта компонентов за последние 1,5 года не снизилась, а даже выросла, считает президент Российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования (Росспецмаш), совладелец группы «Ростсельмаш» Константин Бабкин.
«Добились ли мы (Россия) технологического суверенитета в сельхозмашиностроении? Я скажу, что пока такой задачи мы не решили. Мы по-прежнему зависим от импорта электронных компонентов, подшипников, станков из-за рубежа. Половину номенклатуры двигателей, коробок передач мы получаем из-за границы. Раньше мы получали эти компоненты из стран Запада, теперь переключились на Восток. Статистика показывает, что за прошедшие 1,5 года зависимость от импорта даже несколько увеличилась», — сказал он в ходе онлайн-выступления на II Всероссийском форуме «От импортозамещения к технологическому суверенитету» в Челябинске в четверг.
При этом Бабкин отметил, что себестоимость производства компонентов для сельхозтехники внутри РФ выше, чем за рубежом, в силу ряда факторов, в числе которых налоговое бремя, дорогие кредиты и сырье.
«Нас, сельхозмашиностроителей, постоянно критикуют: «у вас высокие цены», «они повысились [за] последние 1,5 года». Поэтому мы постоянно ищем самые дешевые компоненты, и практика показывает, что купить их в Китае — а раньше это было (возможно) купить в Германии — оказывается на 30% дешевле, чем купить компоненты в России. Не только купить, но и изготовить в России компоненты (выходит дороже). Фундаментально себестоимость их производства обходится в России дороже, чем в других странах», — сказал Бабкин.
Он пояснил, что, например, в Китае НДС составляет 13%, действует инвестиционная льгота по налогу на прибыль.
«Деньги, направляемые на инвестиции (в Китае), вообще не облагаются налогами, а в России облагаются, то есть в России инвестиции обходятся дороже и менее эффективны. (...) Кредиты в Китае доступны предприятиям, особенно машиностроительным, под 1% годовых в периоде 10 лет, в России кредиты стоят 10% (годовых) минимум, и на 10 лет вряд ли кто-то даст, и так далее», — считает он.
Вместе с тем Бабкин отметил, что прошлый год сельхозмашиностроению России «удалось пройти без потерь», и в этом году предприятия отрасли планируют увеличить объемы производства.
Группа «Ростсельмаш» находится под контролем Бабкина и его партнеров Юрия Рязанова и Дмитрия Удраса, объединяет одноименный комбайновый завод и 12 других предприятий. Продуктовая линейка группы включает более 150 моделей и модификаций 24 типов техники, в том числе зерно— и кормоуборочных комбайнов, тракторов, опрыскивателей, кормозаготовительного и зерноперерабатывающего оборудования.