Рекордный урожай зерна, растущие издержки сельхозпроизводителей и текущие ограничения по сбыту не приведут к быстрому падению производства, но скажутся на отрасли через год-полтора. О действии экспортных пошлин на настроения аграриев и прогнозы по трансформации посевных площадей в сторону масличных, журналу поле.рф рассказал вице-президент Российского зернового союза (РЗС) Александр Корбут.
«Сельское хозяйство — это история долгая. Те же озимые — это история даже не одного года, а полутора лет. Она начинается значительно раньше сева: осенью чистые пары готовят, потом их содержат, только через год начинают сеять, а потом собирать урожай. Я не уверен, что мы увидим какое-то серьёзное, глубокое падение в ближайшее время», — сказал он, отвечая на вопрос, как скажется снижение оборотных средств на производстве зерна.
Вместе с тем, считает вице-президент РЗС, тенденция к сокращению сельхозпроизводства в долгосрочной перспективе существует. По его словам, в первую очередь фермеры начнут экономить на семенах, средствах защиты растений и технике. Примерно через год у закупленных ранее семян зерновых культур наступит стадия третьей репродукции, говорит вице-президент РЗС, что ведёт «к низкой урожайности и высокой зависимости от природно—климатических условий».
«Площади посевов практически всех зерновых культур, за исключением масличных, за последние 5-7 лет в сельхозорганизациях сократились, а не выросли», — отметил Александр Корбут.
По его мнению, сложность текущей ситуации заключается в возможном изменении подхода производителей к своему труду, им будет психологически сложнее продолжать выращивать в прежних объемах традиционные пшеницу и рожь.
Корбут прогнозирует, что фермеры начнут искать новые ниши для себя и сеять новые культуры. А традиционные культуры (рожь, пшеница) в силу существующих ограничений на рынке «будут не очень любимы».
«Это переход на масличные культуры: сафлор, горчица, бобовые «попрут», — сказал вице-президент РЗС.
Собеседник журнала напомнил, что отказаться от севооборота производителям крайне сложно и они будут вынуждены искать замену.
«Это не завод, который можно остановить, законсервировать станки и подождать полгода-год. Земля этого не принимает», — отметил Корбут.
С 14-е по 20-е сентября пошлина на экспорт пшеницы из России снижена на 406 рублей. Минсельхоз России ранее говорил, что не рассматривает вопрос об отмене плавающей пошлины, поскольку этот механизм эффективен. Российский зерновой союз считает, что снижение пошлины не компенсирует дисбаланс, который сложился на рынке.
«Когда снижение пошлины все-таки относительно незначительное, то здесь появления какой-то бурной радости и восторгов ждать сложно. Но очевидно, что это трансформируется в небольшой рост закупочных цен, то есть экспортеры смогут покупать по более высоким ценам, и это хорошо», — отметил Корбут.
Собеседник журнала поле.рф высказал опасение, что рост пошлины на кукурузу на 120 рублей может привести к непропорциональному падению закупочных цен, которые экспортеры будут предлагать производителям.
«Как цена пойдёт дальше — сказать никто не может, потому что регулярно появляются изменения, создана ситуация непрогнозируемости. Это одна из причин, по которым эти пошлины должны быть убраны в таком виде», — сказал Корбут, подчеркнув, что Российский зерновой союз последовательно за это выступает
Он также отметил, что при текущем сборе зерна (92,7 млн тонн пшеницы к 8 сентября против 69,3 млн тонн в прошлом году на ту же дату, по данным Минсельхоза) планируемый объем закупки зерна в государственный интервенционный фонд на уровне 3 млн тонн мало меняет положение дел
По словам собеседника журнала, на рынке урожая этого года велико предложение по фуражной пшенице из регионов Черноземья и Поволжья.
«Рынок видит хорошее качество пшеницы на Юге. По их оценкам, 85% убранной пшеницы — это хорошее качественное зерно экспортного класса. Существенно меньше её в Черноземье и в Поволжье, доля фуража достигает 50—60%. Рынок это подтверждает, идёт колоссальное предложение фуражной пшеницы», — отметил вице-президент РЗС.
По его словам, нужен «параллельный экспорт» на рынке зерна, в котором могут принимать участие и мелкие российские компании.
«Они более мобильны и это позволит нам, с моей точки зрения, быстрее вернуться на рынок. Хотя и риски у них тоже больше», — заключил вице-президент РЗС.