Россия в прошлом сельхозгоду на 33% увеличила экспорт растительного масла
Россия в прошлом сельхозгоду на 33% увеличила экспорт растительного масла

Россия в прошлом сельхозгоду на 33% увеличила экспорт растительного масла

Россия в прошлом сельхозгоду (по масличным — сентябрь 2022-август 2023 гг.) экспортировала 6,05 млн тонн растительного масла, что на 33% больше, чем годом ранее, сообщил «Интерфаксу» аналитик агентства OleoScope Кирилл Лозовой.

По его словам, рост экспорта обеспечили рекордный урожай масличных в прошлом году, за счет которого была создана высокая сырьевая база, а также большие переходящие остатки от предыдущего сезона, позволившие многим переработчикам своевременно запустить производство. «Кроме того, наращиванию объемов продаж способствовали адаптация российских масложировых компаний к внешним вызовам и переориентация отечественных предприятий на те рынки, которые ранее закупали меньшие объемы масла, особенно это касается Китая», — сказал он.

Так, отгрузки подсолнечного масла за рубеж в минувшем сезоне увеличились на 26%, до рекордных 3,84 млн тонн. Его доля в структуре продаж всех отечественных масел составила более 63%.

Как отметил Лозовой, в географии экспорта произошла заметная переориентация на азиатское направление. «Больше всего подсолнечного масла реализовали в Китай — 790 тыс. тонн. Спрос со стороны импортеров из Поднебесной за год вырос примерно в семь раз, — сказал он. — Индия увеличила закупки более чем вдвое — до 683 тыс. тонн. Турция, которая в сезоне-2021/2022 была ключевым рынком сбыта, приобрела 620 тыс. тонн подсолнечного масла против 920 тыс. тонн сезоном ранее». Кроме того, крупные партии уходили в Иран и Египет — 449 тыс. тонн (+16%) и 256 тыс. тонн (+36%) соответственно.

«Мы ожидаем, что в следующем сезоне экспорт подсолнечного масла вновь обновит рекорд и пройдет отметку в 4 млн тонн. Фактически экспортеры могли дойти до этого уровня и в минувшем сельхозгоду, но внешние факторы помешали этому, особенно весной 2023 года, когда на рынке произошел провал экспортных цен, — заявил аналитик. — При этом с учетом действующих мер госрегулирования экспорта и высоких урожаев масличных следует стремиться к реализации за рубеж до 5 млн тонн только одного подсолнечного масла».

Говоря об экспорте соевого масла, Лозовой сообщил, что он вырос на 18%, до 662 тыс. тонн. Лидером по закупкам, как и в предыдущем сезоне, стал Алжир — 216 тыс. тонн против 173 тыс. тонн годом ранее.

«Потребности Алжира в соевом масле динамично растут, РФ остается ключевым поставщиком на рынок этой страны. Перспективы для увеличения экспорта в данном направлении однозначно прослеживаются как за счет удобной логистики, так и благодаря рекордным урожаям сои», — считает Лозовой.

Кроме того, в минувшем сезоне Индия нарастила закупки отечественного соевого масла в 3,3 раза, до 131 тыс. тонн. Экспорт в Китай увеличился в 2,2 раза, до 123 тыс. тонн. Поставки в Египет сократились на 5%, до 112 тыс. тонн, отгрузки в Иран не изменились — 40 тыс. тонн.

Экспорт рапсового масла в минувшем сезоне составил 1,52 млн тонн, что почти в 1,7 раза выше уровня 2021/2022 сельхозгода. «В этом секторе отмечается сокращение спроса со стороны стран Европы. Поставки в Латвию “просели” до 80 тыс. тонн (минус 25% за год), в Литву — до 16 тыс. тонн (минус 81%), в Норвегию — до 12 тыс. тонн (минус 94%)», — сообщил аналитик.

При этом спад отгрузок в ЕС был нивелирован наращиванием продаж в КНР, которые превысили 1,35 млн тонн, увеличившись 3,2 раза. В 2022/2023 сельхозгоду начались отгрузки и в Турцию — 27 тыс. тонн, годом ранее их не было.