Россия в этом году может увеличить сбор трех основных масличных культур — подсолнечника, сои и рапса — на 13%, прогнозирует гендиректор компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. «Пока в расчетах стоит 32,3 млн тонн по сравнению с 28,6 млн тонн в прошлом году. Рост на 13%», — сообщил Петриченко, отметив, что эти показатели без учета урожая в новых регионах.
Говоря о главной масличной культуре — подсолнечнике, он заявил, что были большие надежды на ее рекордный сбор. «По моим расчетам, он будет едва-едва рекордным. Раньше урожай оценивался в более 18 млн тонн, но засуха на юге изменила ситуацию. В лучшем случае, оптимистично, соберем 17,3 млн тонн», — сказал эксперт.
По словам Петриченко, в этом году «достаточно сильный провал» по подсолнечнику на юге, за исключением Старополья, где урожай будет средним. «Таким же он прогнозируется и в Черноземье, несмотря на увеличение посевных площадей, — сказал он. — И на среднем уровне оценивается сбор подсолнечника в Поволжье, хотя ожидания были высокими и превышали 8 млн тонн. Но сейчас можно говорить о 7,7 млн тонн».
Как сообщил эксперт, площади в этом регионе сильно увеличили, погода была хорошая, но из-за комплекса причин, в основе которого семена и технологии, урожай будет меньше того, на который рассчитывали. «Видовая урожайность давала очень высокие ожидания: на полях цвели замечательные корзинки, но семечки внутри, к сожалению, не оправдывают ожиданий», — сетует он.
Петриченко также сообщил, что по сбору подсолнечника в этом году провал и в новых регионах, где в лучшем случае будет 670 тыс. тонн, хотя в прошлые годы собирали по 1,3-1,7 млн тонн. Это также результат засухи, пояснил он.
В связи с этим он считает завышенными оценки Минсельхоза США по сбору подсолнечника в РФ в этом году в 19 млн тонн. «Пока есть сентябрьский баланс, октябрьский из-за шатдауна не опубликован. Они нам насчитали 19 млн тонн подсолнечника. Если у нас будет 17,3 млн тонн, это будет хорошо, — сказал он. — Оценка для Украины — 12,7 млн тонн. Но засуха говорит о том, что там нет такого урожая. Этот баланс слишком преувеличен, в реальности 3 млн тонн надо сбрасывать».
По его словам, снижение ожиданий по подсолнечнику уже оказывает влияние на масличный баланс, на цены на подсолнечное масло на мировом рынке. «В начале сезона, обычно в октябре-ноябре, наблюдается просадка цены. Только в декабре начинается восстановление. Это традиционная картина последних лет. Сейчас не только нет просадки цены, наоборот, идет подъем, и я уверен, что после того, когда станет ясно, что у нас с подсолнечником, а РФ — его главный производитель в мире, этот вектор будет еще более подъемным», — прогнозирует он.
Говоря о сборе сои, Петриченко заявил, что ее урожай «будет не просто рекордным, а космически рекордным». «В расчетах стоит 9,35 млн тонн. 7 млн тонн в прошлом году, это был рекорд, в этом году на треть больше», — сообщил он.
По его словам, высокий показатель будет обеспечен прежде всего за счет роста сбора в Центральном Черноземье до 4,6 млн тонн. «Поволжье и Сибирь дадут по 1 млн тонн, чего никогда не было, это огромный взлет — в два раза по сравнению с прошлым годом, — сказал он. — На юге сои мало, там небольшие объемы и засуха роли не играет. На Дальнем Востоке может быть более 2 млн тонн».
При этом он отметил, что высокий урожай и укрепление курса рубля — это негативные факторы для цен на соевые бобы.
Сбор рапса, по оценке Петриченко, тоже идет на рекорд — 5,6 млн тонн против 4,65 млн тонн в прошлом году. Главный производитель — Сибирь, и там будет основной прирост. Эксперт напомнил, что в РФ действует запретительная пошлина на экспорт рапса, поэтому экспортные возможности могут реализовываться через масло и шрот. В этой сфере он не прогнозирует ценовые провалы, в том числе и потому, что в этом году на мировом рынке будет меньше украинского рапса. «Производство снизится на 0,5 млн тонн, до 3,3 млн тонн, к тому же на Украине есть экспортная пошлина на рапс и сою в 10%. Это говорит о том, что дешевого украинского рапса, прежде всего в ЕС, не будет, как в прошлые годы. Так что опасаться того, что все плохо будет с ценами, видимо, не стоит», — сказал он.
