Геополитические риски для экспорта российского зерна в связи с признанием Россией ДНР и ЛНР существуют, но обязательства перед покупателями будут выполнены, Россия с мирового рынка не уйдет, считают эксперты, опрошенные "Интерфаксом".
"Не думаем, что сложившаяся ситуация может что-то поменять в исполнении нами текущих и будущих обязательств по экспортным поставкам зерна. У нас достаточное количество товара и логистических мощностей для этого, — заявил председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. — С начала года спрос на российское зерно находится под давлением геополитических рисков, объемы экспорта снизились. Биржевой рынок отыгрывает историю санкций и ухода России с мирового рынка, но это вряд ли произойдет".
По его словам, "ограничение поставок зерна из России ударит, скорее, по странам-импортерам, чем по нам самим". "Мы выполняем определенную гуманитарную миссию, поставляя продовольствие в другие страны, которые в нем нуждаются. Прервать поставки зерна из России под любым предлогом будет означать проблемы с продовольственной безопасностью этих стран. Это совершенно безрассудно в контексте борьбы с мировым голодом", — считает он.
При этом Зернин напомнил, что Россия еще в прошлом сезоне объявила приоритет собственной продовольственной безопасности над экспортными целями. На сегодняшний день в целеполагании ничего не изменилось, подчеркнул он.
Дальнейшее развитие ситуации на рынке зерна — и на мировом, и на внутреннем — во многом будет зависеть от того, как станет развиваться геополитическая ситуация, какими будут санкции и ответ на них, считает гендиректор компании "ПроЗерно" Владимир Петриченко.
"Это большой геополитический сдвиг, поэтому любой фактор может оказать влияние. Но то, что оно будет, — это обязательно, и хорошего здесь нет", — сказал он.
По его словам, на минувшей неделе в развитии конъюнктуры внутреннего зернового рынка наблюдалось по сути затишье. "Правда, теперь, забегая вперед, можно сказать, что это — затишье перед бурей", — заявил он.
"Геополитические риски существуют, — соглашается вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут. — Теперь они становятся реальностью, потому что возникает система дополнительных санкций, слабеет рубль".
По его словам, в этой ситуации "весьма вероятен рост цен на зерно". "Хотя во второй половине сезона наше зерно уже не столь значимо на мировом рынке, потому что есть большие объемы у Австралии и Аргентины", — сказал он.
Как считает Корбут, в целом ситуация будет зависеть от того, "как дальше будет развиваться санкционная политика и какие ограничительные меры будут вводиться".
По данным "СовЭкона", на минувшей неделе котировки российской пшеницы (протеин 12,5%) опустились на $3, до $313 за тонну (FOB). Спрос на черноморскую пшеницу остается вялым, покупатели ждут более низких цен и рассчитывают на снижение эскалации в регионе, считают эксперты.
"Участники рынка не сообщали о проблемах с навигацией ни из российских, ни из украинских портов, — говорится в обзоре. — Резкое ослабление рубля может краткосрочно поддержать рублевые цены на зерно, в первую очередь, в южных российских регионах. Экспортная программа для большинства трейдеров пока не закончена, и они продолжают покупать. Поддержку котировкам может оказать и возможное укрепление мировых бирж".
Как отмечают эксперты "СовЭкона", при условии, что курс не опустится заметно ниже, более вероятным пока кажется дальнейшее сползание рублевого рынка в ближайшие месяцы. "Давление на цены до конца сезона будут оказывать относительно высокие запасы, в первую очередь сконцентрированные на юге России", — прогнозируют эксперты.
По данным Минсельхоза, в этом сельхозгоду (с 1 июля 2021 года по 17 февраля 2022 года) экспортировала 27,4 млн тонн зерна, что на 28,4% меньше, чем годом ранее. В частности, экспорт пшеницы снизился на 29,6%, до 22,4 млн тонн, ячменя — на 31,5%, до 2,9 млн тонн, кукурузы — на 12,6%, до 1,7 млн тонн.
С 15 февраля в России начала действовать квота на экспорт зерна в размере 11 млн тонн, в том числе 8 млн тонн пшеницы. Ее срок — до 30 июня 2022 года.