Квота на импорт в Россию химических средств защиты растений (ХСЗР) может быть введена с 1 января по 30 июня 2024 года, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Минпромторга, подтвердив вышедшее накануне со ссылкой на участников рынка сообщение «Российской газеты» о подготовке этой меры.
«В подготовленном проекте постановления предлагается ввести квоты на полугодовой период — с 1 января 2024 г. до 30 июня 2024 г.», — сказали в ведомстве.
В пресс-службе напомнили, что выпуском химических средств защиты растений в РФ занимаются 10 крупных предприятий, суммарная мощность производства которых на начало 2023 года составляла 380 тыс. тонн. До 2025 г. планируется ввод дополнительных мощностей на 110 тыс. тонн. Объем потребления ХСЗР на российском рынке в 2022 году составил 230 тыс. тонн, из которых 176 тыс. тонн произведено российскими предприятиями на собственных мощностях, импортировано 71,2 тыс. тонн.
Кроме того, в 2022 году было экспортировано порядка 17,5 тыс. тонн ХСЗР.
В пресс-службе уточнили, что в настоящее время импортируется 635 препаратов ХСЗР (291 гербицид, 148 инсектицидов, 194 фунгицида, 2 прочих СЗР) из 28 стран 54 компаниями. Российские производители выпускают 757 препаратов-аналогов. Отсутствуют аналоги только по 2 препаратам (гербициды), суммарный объем ввоза которых в 2022 году составил 43,8 тонны.
Как заявил «Интерфаксу» председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин, мотивы квотирования импорта средств защиты растений совершенно непонятны.
«Если в случае семян (планируется квотировать их импорт) речь идет фактически о создании новой, инвестиционноемкой отрасли, то в случае производства ХСЗР состав игроков сформировался уже достаточно давно, а в отрасли не заявлено ни одного нового инвестпроекта. Как нет и настоящего импортозамещения», — сказал он.
По его словам, практически все действующие вещества производятся за рубежом. «Российские производители просто миксуют импортные исходные действующие вещества и продают результат как отечественный продукт, — заявил Зернин. — У них это неплохо получается и без ограничения конкуренции, их доля на рынке устойчиво растет, как и прибыль, которую они активно вкладывают не в импортозамещение, а в скупку непрофильных для них активов, тех же земель сельхозназначения».
Как считает Зернин, «крайним в этой ситуации окажется сельхозпроизводитель, себестоимость производства продукции которого будет и дальше расти».