Россия в июле, по предварительным данным, отгрузила на экспорт 4,54 млн тонн пшеницы, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный месяц прошлого года, сообщается в мониторинге Российского зернового союза.
«Это рекордный для июля показатель», — сообщила «Интерфаксу» директор аналитического департамента союза Елена Тюрина.
Всего отгрузки зерновых культур в минувшем месяце увеличились в 1,6 раза, до 5 млн 678 тыс. тонн. В том числе на экспорт отправлено 822 тыс. тонн ячменя против 313 тыс. тонн год назад (в 2,6 раза больше), кукурузы — 319,4 тыс. тонн против 227 тыс. тонн (рост на 41%).
По ее словам, основным покупателем пшеницы в июле стала Саудовская Аравия, куда отгружено 578 тыс. тонн, это почти в два раза больше, чем в июле 2022 года. Отгрузки в Турцию снизились на 22%, до 518 тыс. тонн, в Египет выросли на 10%, до 467 тыс. тонн, в Израиль увеличились в 2,3 раза, до 345 тыс. тонн. «В июле прошлого сезона пшеница не отправлялась в Бангладеш, в июле текущего года уже отгружено 222 тыс. тонн. Аналогичная ситуация по Танзании, куда в июле отгружено 94 тыс. тонн, Судану — 68 тыс. тонн, Оману — 61 тыс. тонн, — сказала она. — В Алжир экспорт вырос почти в 1,7 раза, в Кению — на 30%».
Как отметила Тюрина, в числе активных направлений экспорта находятся и страны Латинской Америки. Так, отгрузки в Бразилию составили 62 тыс. тонн, в Перу — 49 тыс. тонн. Год назад эти страны не значились в числе покупателей российской пшеницы.
Всего в июле пшеница из РФ отгружалась в 33 страны, год назад — в 26.
По данным союза, Саудовская Аравия и Ливия в июле стали основными покупателями российского ячменя — по 250 тыс. тонн отгружено по этим направлениям. Кукурузы больше всего закупили Иран и Турция. Причем отгрузки в Иран выросли в два раза, в Турцию — в 2,4 раза.
Тюрина также сообщила, что в июле сохранилась тенденция роста числа портов, через которые российское зерно отгружалось на экспорт. Оно составило 48 против 35 в июле прошлого года. «Лидером традиционно является Новороссийск, отгрузки через него выросли в 2,5 раза, до 1 млн 736 тыс. тонн. Рейдовая перевалка увеличилась почти в 1,9 раза, до 1,4 млн тонн, через Ростов-на-Дону — на 10%, до 700 тыс. тонн, через Тамань — более чем в два раза, до 420 тыс. тонн, — сказала она. — Активно работают и порты, которые отправляют зерно судами «река-море». Так, из Тольятти отгрузки выросли в 9 раз, до 92 тыс. тонн, из Волгограда — в 2,2 раза, до 32 тыс. тонн».
В то же время число компаний-экспортеров снизилось до 33 с 61 в июле прошлого года.
Как считает Тюрина, рост отгрузок во многом связан с тем, что сохраняется серьезный дисконт в ценах на российскую и европейскую, прежде всего французскую, пшеницу. «На сегодня разница в цене на российскую пшеницу (4 класс, FOB Новороссийск) и французскую составляет $34 за тонну. На 1 июля было всего $14. Это повышает привлекательность российской пшеницы, — отметила она. — При этом на мировом рынке после резкого роста неделей ранее, связанного с завершением зерновой сделки, отмечается некоторое снижение цены».
Так, французская пшеница подешевела до $274 с $284 за тонну, американская — до $275 с $278 за тонну. Цена российской пшеницы относительно стабильна и составляет $240-245, как неделей ранее, сообщила эксперт.
«Рост отгрузок и активный спрос со стороны импортеров, прежде всего в Африке и Юго-Восточной Азии, привели к повышению цен производителей. За неделю они в среднем выросли на 500 рублей, до 14 400 рублей за тонну. Более активный рост отмечен на юге, например, в Краснодарском крае — на 900 рублей за тонну. В центре цены прибавили порядка 350 рублей, в Поволжье прирост менее значительный — 100-150 рублей за тонну, — пояснила Тюрина. — В долларовом эквиваленте цены производителей выросли до $156 со $136 за тонну в начале июля».
В целом с начала текущего сезона (т.е. с 1 июля 2023 года) французская пшеница за месяц подорожала на 10%, российская — 3,5%, сообщила эксперт.