Россия за 11 месяцев этого года экспортировала молочной продукции на $370 млн, что на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает центр «Агроэкспорт» при Минсельхозе РФ.
Более 30% выручки пришлось на сыры и творог, 22% — кисломолочные продукты, 14% — мороженое, 11% — сухое молоко, 9% — молоко и сливки, 6% — сухую молочную сыворотку.
В натуральном выражении за 11 месяцев российские компании экспортировали 31 тыс. тонн молока и сливок, что на 9% больше прошлогоднего показателя. Поставки сыров и творога выросли на 23%, до 27 тыс. тонн, сухого молока — на 31%, до 18 тыс. тонн, мороженого — на 11%, до 14 тыс. тонн.
Крупнейшими потребителями молочных товаров российского производства стали Казахстан, Белоруссия и Узбекистан.
«Ключевыми покупателями российской молочной продукции традиционно являются государства постсоветского пространства, — заявил гендиректор Национального союза производителей молока Артем Белов, процитированный в сообщении. — В эти страны, где РФ имеет прочные позиции и узнаваемый бренд, экспортируем и питьевое молоко, и кисломолочные продукты, и творог, и сыры и продукты по его технологии».
В то же время по итогам января-ноября в топ-5 покупателей российской молочной продукции впервые вошел Китай. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года экспорт в эту страну вырос на 70% и достиг $16 млн. В том числе стоимостной объем продаж сухого молока в КНР увеличился в 2 раза, сыров и творога — в 12 раз, мороженого — на 58%, молока и сливок — более чем в 3 раза. Согласно сообщению, основные поставки в страны дальнего зарубежья приходятся на биржевую группы — сухое обезжиренное и цельное молоко, сухая сыворотка. Как сообщил Белов, их экспорт за 9 месяцев вырос на 26%, 67% и 11% соответственно. «РФ продолжила наращивать поставки в Китай, Алжир, Египет, Саудовскую Аравию и другие страны», — сказал он.
Сославшись на исполнительного директора ООО «Комос Групп» Кирилла Чечина, «Агроэкспорт» сообщил, что входящее в группу АО «Милком» в 2024 году планирует экспортировать 10 тыс. тонн готовой продукции, что в денежном эквиваленте составит порядка 700 млн рублей. Рост будет на уровне 20% в натуральном выражении.
«Основными драйверами увеличения экспорта в этом году остаются страны СНГ, которые продолжают формировать основную статью нашего экспорта», — сказал Чечин.
Говоря об экспорте в Китай, он отметил, что представительство компании в Шанхае смогло вывести поставки в КНР на второе место среди зарубежных стран. «Мы значительно нарастили экспорт сухой молочной сыворотки и достигли торгового баланса (экспорт/импорт), используя валютную выручку для импорта необходимого оборудования, упаковочных материалов и ингредиентов», — сказал он.
В этом году компания возобновила поставки молочной продукции в ОАЭ, Вьетнам и Азербайджан.
По оценке «Агроэкспорта», к 2030 году российский экспорт молочной продукции может превысить $700 млн.
Как прогнозирует Союзмолоко, в 2024 году общий объем экспорта молочной продукции из РФ может вырасти на 15%, в том числе за счет стран дальнего зарубежья.