Россия за 11 месяцев 2025 года экспортировала мяса птицы на $835 млн, что на 17% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В натуральном выражении поставки выросли на 11%, до более 405 тыс. тонн, сообщили в федеральном центре «Агроэкспорт» со ссылкой на оценки экспертов.
В структуре экспорта основная доля приходится на куриное мясо и субпродукты: их отгрузки увеличились на 9%, до 368 тыс. тонн. Экспорт мяса и субпродуктов индейки вырос на 40%, до 35 тыс. тонн. Кроме того, за рубеж поставлено 2,3 тыс. тонн мяса и субпродуктов утки, это на 28% больше, чем за 11 месяцев 2024 года.
«Мясо птицы — один из драйверов российского экспорта животноводческой продукции в текущем году. С учетом ожидаемого динамичного роста мирового потребления мы прогнозируем, что к 2030 году отечественные поставки могут достигнуть 700 тыс. тонн на $1,5 млрд. Среди направлений, обладающих самым большим потенциалом, — Восточная и Юго-Восточная Азия, Ближний Восток и ближнее зарубежье», — заявил руководитель «Агроэкспорта» Илья Ильюшин, слова которого передала пресс-служба.
Кроме того, по его словам, активизируются отгрузки в Африку. В этом году они выросли в 2,4 раза в натуральном выражении. «В том числе в семь раз вырос экспорт в Габон, в пять — в Гану, в четыре раза — в Бенин, в три — в Гвинею», — сказал он.
По данным центра, среди импортеров лидирует Китай, на который приходится более трети зарубежных продаж отечественного мяса птицы. С января по ноябрь отгрузки в эту страну выросли на 5% в годовом выражении и превысили 147 тыс. тонн. В КНР преимущественно отгружаются куриные лапы, крылья и субпродукты.
На втором месте — Саудовская Аравия с объемом 72 тыс. тонн (на 1% больше). Покупатели из этой страны предпочитают в основном тушки и филе. Замыкает тройку лидеров Казахстан, увеличивший закупки на 21%, до 59 тыс. тонн.
Как считает руководитель направления ВЭД и сертификации Национального союза птицеводов Дарья Подымова, на которую ссылается пресс-служба, в 2026 году развитие экспорта будет зависеть от способности российских производителей быстро и гибко адаптироваться к требованиям внешних регуляторов и поддерживать высокий уровень биобезопасности.
Говоря , в частности, о Китае, она сообщила, что на него приходится около 36% российского экспорта мяса птицы. Однако в последнее время усиливается риск, связанный с изменением рыночной ситуации в КНР: внутренний спрос на курятину на фоне растущего производства остается слабым, что отражается в снижении цен.
За 9 месяцев этого года Китай сократил импорт на 22%, в то время как экспорт увеличил в полтора раза. В таких условиях высока вероятность того, что КНР и дальше будет усиливать меры защиты своего рынка, считает она.
«В условиях меняющейся конъюнктуры в Китае ключевым фактором устойчивости российского экспорта остается расширение присутствия за пределами Азии. Наиболее динамично растут поставки в страны Африки, однако полноценное закрепление на этих рынках возможно только при наличии устойчивой и доступной логистики, а также мер государственной поддержки, позволяющих снизить экспортные издержки. Стабильную основу для дальнейшего роста также формируют рынки Персидского залива, где потребление мяса птицы традиционно остается высоким», — заявила Подымова.
