Россия с 1 по 19 июня отгрузила на экспорт 2,538 млн тонн пшеницы, что в 2,6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года, следует из мониторинга Российского зернового союза.
Как сообщила «Интерфаксу» директор аналитического департамента союза Елена Тюрина, всего за этот период отгрузки зерновых и зернобобовых культур выросли в 2,1 раза, до 2,97 млн тонн. В частности, кукурузы отправлено 286 тыс. тонн (на 2% больше), ячменя — 243 тыс. тонн (на 17% меньше).
«Всего с начала сезона (с 1 июля 2022 года) отгружено 59,75 млн тонн зерна, в том числе 51,7 млн тонн пшеницы, 4,3 млн тонн ячменя, 3,7 млн тонн кукурузы, — сказала она. — Таким образом, исходя из прогнозируемого объема экспорта с учетом квоты, которая действует по 30 июня, до конца сезона потенциально можно отгрузить 2,3 млн тонн основных видов зерновых». При этом, отметила эксперт, потенциал экспорта больше — свыше 4,5 млн тонн, но отгрузки отграничены экспортной квотой.
По ее данным, с 1 по 19 июня отгрузки пшеницы в Египет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли в 3,4 раза, до 560 тыс. тонн, в Турцию — на 13%, до 437 тыс. тонн, в Саудовскую Аравию — 137 тыс. тонн. Год назад на рынок этой страны поставок не было. Новым направлением стала и Кения, куда было отгружено 133 тыс. тонн. «В прошлом не было поставок в Латинскую Америку, в этом году с 1 по 19 июля 76,8 тыс. тонн отправлено в Мексику, 72 тыс. тонн — в Бразилию, — сказала Тюрина. — Возобновились и поставки пшеницы в Индонезию — 54,5 тыс. тонн, в Нигерию — 27 тыс. тонн. В ОАЭ отправлено 51,6 тыс. тонн».
Как заявила эксперт, активный спрос со стороны импортеров привел к увеличению числа компаний, которые отгружали пшеницу в начале июня, до 28 против 25 год назад. Это же стало и причиной роста числа портов, через которые идут отгрузки. «В июне зерновые и зернобобовые культуры экспортировались через 36 портов, в прошлом сезоне — через 26. Лидером по отгрузке стала рейдовая перевалка, объемы которой выросли почти в 2,3 раза, до 906 тыс. тонн. Через Новороссийск отгрузки выросли более чем в два раза, до 859 тыс. тонн, через Азов — также более чем в два раза, до 372 тыс. тонн. И такая же динамика по другим портам», — сказала Тюрина. При этом она выделила «серьезные отгрузки через малые порты судами типа «река-море». Так, из порта Тольятти малыми судами отгружено 40 тыс. тонн, из Калининграда — 35 тыс. тонн, Волгодонска — 12 тыс. тонн. «Зерно отправлялось и из дальневосточных портов: через Зарубино — 5 тыс. тонн, через Владивосток — 4,4 тыс. тонн», — добавила она.
Говоря о ценовой ситуации на рынке, Тюрина сообщила, что мировые цены, которые снижались в первой декаде июня, начали укрепляться. За минувшую неделю французская пшеница подорожала на 2%, до $256 за тонну, американская — на 4,4%, до $263, российская (FOB Новороссийск, 4 класс) — в пределах 1-2%, до $230-235. «При этом мы получили достаточно серьезный дисконт по отношению к европейскому зерну, который превышает $20 за тонну. Это можно объяснить ростом конкурентоспособности в связи со снижением пошлины в долларовом эквиваленте, — сказала она. — В конце мая пошлина была $56,5 за тонну, с 15 июня (после изменения базовой цены для расчета пошлины) — $31,5 за тонну. Это позволяет экспортерам «маневрировать» ценой, а активный спрос помогает удерживать цены на рентабельном для них уровне».
По ее словам, активизация спроса со стороны экспортеров привела и к росту закупочных цен в среднем на 600 рублей, до 11 500 рублей за тонну.