Реестр производителей органической продукции в РФ включает 165 компаний, сообщает Национальный органический союз со ссылкой на исполнительного директора Надежду Степкину, которая приняла участие в деловой программе международной выставки «ЭкоГородЭкспо-2023» в Москве.
«В реестре производителей российской органики числится 165 производителей, регионы-лидеры — Ярославская область, Воронежская область, Краснодарский край, Московская область, Мордовия. В целом порядка 50 регионов РФ уже производят органические продукты», — сказала она.
При этом Степкина обратила внимание на то, что сейчас в РФ действуют уже 16 органов по сертификации в 12 регионах. «Это большой скачок для отрасли, ведь несколько лет назад было лишь один-два органа по сертификации», — отметила она.
Как сообщила глава союза, рынок органики РФ оценивается в 12,8 млрд рублей, в планах — увеличить его до 114 млрд рублей к 2030 году. К этому времени предполагается, что экспорт российской органики вырастет до 27 млрд рублей. При этом в 2022 году рост органического рынка замедлился. Перед производителями органической продукции сейчас встает задача популяризировать и развивать сектор, считает Степкина.
Участники дискуссии подняли вопрос о недостаточной осведомленности потребителей об органической продукции. По опросу компании «Черный хлеб», от 30% до 50% покупателей не разбираются в органической продукции, а также не понимают, как формируются цены на нее.
По словам председателя Союза органических фермеров Кубани Сергея Воданюка, некоторое время назад онлайн-формат был одним из основных каналов популяризации органической продукции, но сейчас наценка составляет 80-100%.
Как считает предприниматель Константин Шарец (его семейная компания выращивает голубику), на эффективность продаж, а также на уровень доверия потребителей к органической продукции влияет и упаковка. «Мы не тратимся на упаковку — наоборот, она помогает нам продавать товар», — сказал он, сообщив, что компания перешла на экоупаковку из деревянного шпона и стала получать позитивную обратную связь и от покупателей, и от торговых сетей.
Создатели единственного пока в России сертифицированного магазина органических продуктов «Рожь да лен» Евгений и Олеся Ермолины тоже отметили важность внешнего вида упаковки для привлечения потребителя, а также подтвердили эффективность офлайн-продаж: «Только офлайн-магазины просвещают и рассказывают, что такое органика».
«На рынке есть стагнация, — согласилась директор департамента по стратегическому маркетингу группы компаний «Агранта» (бренд «Углече поле») Анна Хворостяная. — Но запрос на органику есть, в том числе от ритейла. Потребитель становится осознанным, хочет постоянных продуктовых новаций. И в нашей молочной и мясной органике они постоянно появляются, наши технологи — в постоянной работе над новинками».
По мнению эксперта NielsenIQ Екатерины Ли, роль занимающегося органическим производством бизнеса заключается в том, чтобы расширять ассортимент, оптимизировать цену, вводить программы лояльности, а также реализовывать органику не на выделенной полке, а на разных полках в магазине.
Согласно пресс-релизу, мировой рынок органической продукции в настоящее время оценивается в $164,5 млрд. Предполагается, что к 2028 году он вырастет до $220 млрд.