Теперь Минсельхоз РФ считает зерновые закупочные интервенции «вредными»

Теперь Минсельхоз РФ считает зерновые закупочные интервенции «вредными»

Минсельхоз РФ считает "вредным" механизм зерновых закупочных интервенций в условиях профицита зерна и нехватки мощностей для хранения, но допускает применение этого инструмента в отдельных регионах, передает «Интерфакс».

"Что касается интервенций. Мы, безусловно, этот инструмент держим в запасе. Конечно, какие-то регионы, где будет жесткое падение цены и новые инструменты поддержки, которые есть сегодня - обнуление ставки ж/д перевозки - не сыграют роли, то, конечно, мы будем этим пользоваться. Но мы считаем, что на данный момент государственные интервенции отчасти - это вредный сегодня механизм", - заявил глава Минсельхоза Александр Ткачев, выступая в рамках правительственного часа в Совете Федерации.

"И так перепроизводство зерна, элеваторы переполнены. Это зерно, покупая у сельхозтоваропроизводителей, мы должны размещать - размещать негде", - отметил он.

"Мы каждый год тратим на хранение уже 4 млн тонн зерна, которые остались (в интервенционном фонде - ИФ) порядка 10 млрд рублей. Это огромная сумма - за обслуживание элеваторов, очистку, плата за кредиты компаниям, которые купили зерно и занимаются его хранением и так далее", - сказал А.Ткачев. "Давайте лучше потратим деньги на короткие кредиты, на инвестиционные кредиты, на погектарную поддержку - у нас есть, где потратить", - предложил он.

"Поэтому хотел бы вас всех убедить в том, что этот механизм, на мой взгляд, уже не очень эффективен, и те новые требования рынка и те инструменты, которые мы сегодня вводим, на мой взгляд, более состоятельные. И надеюсь, что они сработают, зарекомендуют себя и будут работать много лет", - отметит министр.

В прошлом году Минсельхоз отказался от проведения зерновых закупочных интервенций, хотя не исключал, что они могут пройти в отдельных регионах. Более эффективным механизмом регулирования рынка и поддержания цен министерство считает субсидирование перевозок зерна из восточных регионов в сторону экспортных площадок. Это позволит снять "лишнее" зерно с рынка и стабилизировать цены. Постановление правительства по субсидированию перевозок было принято 20 декабря 2017 года.

"Лучше - тот механизм, который есть сегодня. Мы вывозим, убираем с рынка лишнее зерно за счет экспорта. Естественно, мы и повышаем цену. Я хочу, чтобы и на Кубани, и в Сибири, на Дальнем Востоке была единая цена, потому что для трейдеров все равно - покупать из Ростова или из Красноярска, потому что тариф (на перевозку) у него будет нулевой. Вот этот механизм, на мой взгляд, наиболее рыночный, и мы сохраним деньги", - сказал А.Ткачев.

По его словам, на сегодняшний день на льготных условиях вывезено более 100 тыс. тонн зерна из тех регионов, где были особенно велики излишки, например, из Новосибирской области. "В этих регионах отмечается стабилизация рыночных цен на зерно, а в перспективе это позволит выровнять цены", - отметил глава Минсельхоза.

Всего с применением механизма субсидирования тарифов планируется вывезти на экспорт 3 млн тонн зерна, на эти цели предусмотрено 3 млрд рублей.

"В то же время, рекордный урожай выявил инфраструктурные ограничения, неготовность железнодорожных операторов работать с возросшими объемами зерна, что ведет к дефициту зерновых вагонов. В работе задействовано незначительное количество зерновых экспрессов, а операторы вагонов менее заинтересованы работать в удаленных регионах из-за увеличения сроков оборачиваемости вагонов. Есть ограничения в экспортной инфраструктуре. Если раньше при экспорте до 35 млн тонн зерна вагонов было достаточно, то при потенциальном экспорте порядка 45 млн тонн зерна число вагонов должно увеличится на 20-25%", - сказал А.Ткачев.

По его словам, дефицит зерновозов составляет 7 тыс. единиц (всего их насчитывается 33 тыс.).

Россия в 2017 году собрала 134,1 млн тонн зерна, что стало историческим рекордом. Предыдущий рекорд был поставлен в 1978 году, когда урожай в советской России составил 127 млн тонн.

По прогнозу Минсельхоза, экспорт зерна в текущем сельхозгоду (начался в июле) составит 45-47 млн тонн.

Последние новости