Российский рынок овощей защищенного грунта начинает терять инвестиционную привлекательность
Российский рынок овощей защищенного грунта начинает терять инвестиционную привлекательность

Российский рынок овощей защищенного грунта начинает терять инвестиционную привлекательность

Сектор производства овощей защищенного грунта в РФ обновляет рекорды производства, но в связи с насыщением потребительского спроса начинает терять инвестиционную привлекательность, говорится в обзоре группы компаний «Интерагро».

«Активный рост сектора и планомерное насыщение рынка за счет внутреннего производства приводят к потере его инвестиционной привлекательности. Производители, понимая возможные рыночные риски, активнее принимают решения о дифференциации или перепрофилировании бизнеса», — говорится в материалах. Сейчас в РФ среднедушевое потребление овощей на 35% меньше рекомендованной Минздравом нормы потребления и составляет 104 килограмма в год. Основным фактором, ограничивающим потребление, эксперты считают доходы населения.

«По оценке ГК «Интерагро», по итогам 2022 года, на фоне внешних вызовов для экономики России и ухудшения уровня жизни домохозяйств, потребление овощей на душу населения снизится на 5%, до 99 килограммов в год», — говорится в обзоре. Между тем, потенциальная емкость рынка — 20,5 миллиона тонн, поэтому на фоне прогнозируемого Минэкономразвития роста к 2024 году реальных располагаемых доходов можно ожидать некоторого восстановления потребления — до 104 килограммов в год, считают в компании.

По итогам 2022 года валовый сбор в секторе защищенного грунта достиг рекордных для России значений и составил 1,602 миллиона тонн овощей, выше предыдущего года на 5,6%. В самой структуре производства существенных изменений не произошло: производство огурцов выросло, по оценке экспертов, на 5,3%, до 885,7 тысячи тонн, томатов — на 6%, до 668,4 тысячи тонн, прочих культур (зелени, баклажанов и перца) достигло 48,5 тысячи тонн.

Что касается качественных изменений, то потребители, помимо базовых огурцов и томатов, все больше включают в рацион альтернативные позиции — например, салаты, брюссельскую капусту и брокколи. Таким образом, считают эксперты, наиболее эффективным способом увеличения несколько просевшего внутреннего спроса продолжает оставаться улучшение качества предпродажной подготовки и правильной упаковки тепличной продукции.

Группа компаний «Интерагро» с 2006 года поставляет в РФ европейское оборудование для глубокой переработки и предпродажной подготовки овощей и фруктов. Ее клиентами являются крупные российские агрохолдинги и ритейлеры.