Пока зерно утекает за границу, российская хлебопекарная промышленность испытывает огромные трудности

Пока зерно утекает за границу, российская хлебопекарная промышленность испытывает огромные трудности

Все негативные процессы, которые происходят сегодня в нашей стране и в мире, неизбежно отражаются на качестве и цене хлеба, который, как известно, всему голова. О ситуации в отрасли рассказывает президент Российского союза пекарей Валерий Чешинский.

– Валерий Леонидович, что сегодня особенно влияет на работу хлебопеков?

– Серьезные проблемы в отрасли начались несколько лет назад, но именно в 2014–2015 годах особенно усугубились неблагоприятные факторы, осложняющие работу хлебопекарных предприятий. В первую очередь, это рост и неустойчивость цен на муку, резкое удорожание импортного сырья. Я имею в виду не производимые в России хлебопекарные улучшители или их компоненты, ферментные препараты – изюм, орехи и другие продукты. Плюс к этому – повышение тарифов естественных монополий и налоговых нагрузок, рост издержек при работе с сетевыми торговыми организациями, дефицит оборотных средств, связанный, в основном, с ростом дебиторской задолженности за поставленную продукцию, ограничение инвестиционных возможностей, вызванное ростом процентных ставок по кредитам. Как при таких условиях можно развиваться, производить продукцию высокого качества и быть рентабельным?

– Как выглядит хлебопекарная промышленность России в цифрах и фактах?

– По оценкам экспертов, хлебопекарная отрасль России в настоящее время включает порядка 750 крупных и средних хлебозаводов и 12,5 тыс. предприятий малой мощности, которые, по данным Росстата, в 2015 году произвели 6,728 млн тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Объем розничного рынка хлебобулочных изделий в 2015 году оценивался на уровне 570 млрд руб.

Современный российский рынок хлебобулочных изделий характеризуется ростом в стоимостном выражении и некоторым снижением объемных показателей. Рентабельность производства хлебобулочных изделий также имеет тенденцию к снижению, причем она ниже среднего показателя по экономике страны и коэффициента инфляции. А показатели рентабельности многих хлебопекарных предприятий по производству массовых сортов хлеба имеют отрицательные значения. При высокой доле массовых сортов хлеба в общем объеме производства это обстоятельство ставит под угрозу способность предприятий к дальнейшему развитию.

Под влиянием всех перечисленных выше факторов, а также инфляционных процессов, трудностей с реализацией произведенной продукции и высоких ставок по кредитам ряд хлебопекарных предприятий находится в сложной ситуации, практически на грани закрытия.

– Мы гордимся тем, что являемся зерновой державой, продаем много зерна за рубеж. Но как это отражается на внутреннем рынке?

– В 2015 году урожай зерновых собран на уровне 105,3 млн тонн в весе после подработки. По прогнозам аналитиков, в 2015/2016 сельскохозяйственном году на пищевые цели будет направлено 20 млн тонн зерна, экспорт зерна составит около 33 млн тонн, в том числе экспорт пшеницы – свыше 23 млн тонн.

Высокие объемы экспорта вызовут серьезный дисбаланс в обеспечении зерновым сырьем пищевой и перерабатывающей промышленности, что приведет к существенному росту цен на зерно. А ведь важнейшим фундаментальным фактором стабильности производства пищевых продуктов и ценообразования на них является наличие зерновых запасов у переработчиков, доступность зернового сырья на рынке. Стандартной является норма запаса минимум на три-четыре месяца. Для обеспечения этого необходим зерновой баланс между внутренним спросом и экспортным потенциалом.

Актуальность решения этой важнейшей задачи прямо вытекает из указа президента РФ от 06.08.2014 №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». В нем для нас ключевыми пунктами являются: «Принять меры по обеспечению сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную продукцию» и «Обеспечить совместно с объединениями товаропроизводителей, торговых сетей и организаций разработку и реализацию комплекса мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных товаров».

По оценкам экспертов, страна ежегодно теряет около 3 млн тонн высококачественной пшеницы и ржи только из-за неправильного использования, реализации в торговых организациях и возврата производителю хлеба и хлебобулочных изделий. За этими колоссальными объемами – потраченный впустую труд сельскохозяйственных товаропроизводителей, мукомолов, хлебопеков, износ оборудования, расход сырья, энергоресурсов, транспортные расходы. Хлебопекарной отрасли такие потери обходятся в сумму около 30 млрд рублей в год.

Все это свидетельствует о том, что назрела необходимость государственного и регионального контроля поставок зерна, его качества в период уборки. Известно, что на протяжении уже нескольких лет снижается качество зерна. За впечатляющими показателями собранных урожаев кроется весьма опасная тенденция. Речь идет не только о качестве зерна, используемого для внутреннего потребления, но и об имидже страны как зерновой державы. Потому что за экспортерами зерна тоже нужен контроль. А у нас его нет. Росхлебинспекция упразднена, появились новые законы и регламенты, которые противоречат закону существующему – «О зерне». Получается, что федеральными органами власти уничтожается система государственного контроля за качеством зерна, в то время как в других странах эти функции только усиливаются.

– Каким образом органы власти могут помочь хлебопекарной отрасли?

– В современных экономических условиях при решении задач продовольственной безопасности и импортозамещения особое значение приобрел такой документ, как «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года». Стратегия утверждена распоряжением правительства РФ от 17 апреля 2012 года №559-р и предусматривает гарантированное обеспечение и устойчивое снабжение населения России безопасными и качественными продуктами питания, в том числе расширение ассортимента выпускаемой хлебобулочной продукции за счет внедрения современного оборудования и инновационных технологий.

Президентом РФ В.В. Путиным 29 декабря 2014 года был подписан Федеральный закон №607420-6 «О внесении изменений в федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» в части распространения государственной поддержки на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции. Законом предлагалось в качестве одного из направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства определить обеспечение доступности кредитных ресурсов для организаций, перерабатывающих сельхозпродукцию, и пищевых предприятий. К сожалению, до настоящего времени распоряжение правительства РФ об отнесении производителей хлебобулочной продукции к сельскохозяйственным товаропроизводителям так и не подписано, механизм финансовой поддержки предприятий хлебопекарной отрасли не отработан. Продолжающееся частичное субсидирование процентных ставок в большей степени способствует развитию банков, чем хлебопекарных предприятий.

Средние и крупные предприятия, которые развиваются, модернизируются, переоснащаются современным оборудованием, не попадают под меры господдержки по субсидированию части затрат из федерального и региональных бюджетов на приобретение дорогостоящего технологического оборудования, автотранспорта (в т.ч. по договорам лизинга), так как эти меры распространяются лишь на субъекты малого и среднего предпринимательства.

– Как складываются отношения с торговыми организациями?

– Весьма сложно. Около 50 млрд рублей в год хлебопекарные предприятия теряют на выплате сетевым торговым организациям так называемых бонусов, процентов от оборота, под видом различных маркетинговых услуг, что идет в нарушение постановления правительства РФ от 17.09.2014 №950 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации». Если бы хлебопекарные предприятия, опираясь на законодательную базу, оставляли себе эти средства, то смогли бы вкладывать их в модернизацию и повышать эффективность производства.

Кроме того, в последние годы сложилась негативная практика, когда крупные сетевые торговые компании, в условиях отсутствия какой-либо финансовой ответственности за объем заказа и возврат товара, ежедневно подают максимальные заявки на поставку хлеба и хлебобулочных изделий, а всю нереализованную продукцию возвращают по цене закупки поставщику. Хлебозаводы вынуждены исполнять заявки торговых организаций под угрозой «драконовских» штрафов за недопоставку и впоследствии принимать обратно всю нереализованную продукцию. В силу большого объема возвратов предприятия не в состоянии переработать эту продукцию, в результате чего терпят колоссальные убытки, практически уничтожая гигантское количество высококачественного хлеба. Доля возвращаемого сетевыми контрагентами хлеба и хлебобулочных изделий, если они не были проданы за 24–36 часов, в настоящее время составляет в среднем 8–10%, а в отдельные периоды достигает и 20%.

Тема регулирования торговли прозвучала и на недавней прямой линии президента РФ Владимира Путина. Он считает, что полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в регулировании торговли должны быть расширены. Потому что сейчас ФАС в этой сфере экономики почти не работает, и нужно это в законе отразить. Тянуть с этим нельзя. Президент выразил уверенность, что уже во время весенней сессии Госдума внесет необходимые поправки в закон о торговле.

Российский союз пекарей многократно обращался в правительство РФ с предложениями о внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающих полный запрет на возврат закупленного торговыми организациями хлеба и хлебобулочных изделий. Союз также направлял предложения в Роспотребнадзор о внесении изменений в проект СанПиН по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, предусматривающих полный запрет на возврат закупленного торговыми организациями хлеба и хлебобулочных изделий. Но тщетно. Теперь появилась надежда.

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 11.02.2015 №10 были утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий». Должен отметить, что из СП 2.3.4.3258-15 понятие возвратов продукции исключено полностью, но, к сожалению, это не решило проблему. Эта версия документа действовала 6 месяцев с момента вступления в силу. И в настоящее время мы ожидаем выхода в свет окончательной версии санитарно-эпидемиологических требований к производству хлебобулочных изделий.

Что странно, полностью исключив из санитарных правил понятие «возвраты», Роспотребнадзор оставил без ответа многие ключевые вопросы, волнующие работников хлебопекарной отрасли. В частности: обязан ли производитель принимать от торговых организаций не реализованные в пределах сроков годности хлебобулочные и кондитерские изделия и кто будет нести ответственность за переработку и (или) утилизацию этой продукции?

– Во многих странах, даже бедных, хлеб обогащают витаминами и другими полезными добавками для повышения его пищевой ценности. К сожалению, в нашей стране такая практика не получила распространения. Почему?

– В этом отношении мы ощутили внимание органов исполнительной власти, и в первую очередь Минсельхоза России. Впервые за период рыночных преобразований 19 марта 2014 года Министерством сельского хозяйства Российской Федерации утверждена (приказ №83) отраслевая целевая программа «Развитие хлебопекарной промышленности Российской Федерации на 2014–2016 годы». Своим целевым индикатором программа определила расширение ассортимента продукции для здорового питания посредством доведения объемов производства диетических и обогащенных микронутриентами хлебобулочных изделий до 130 тыс. тонн в год. Правда, несмотря на принятие программы, объемы производства диетических хлебобулочных изделий в России остаются на уровне 110 тыс. тонн. А потребность в этой группе хлебобулочных изделий эксперты отрасли оценивают на уровне 600–700 тыс. тонн. И проблема здесь просматривается в том, что программой не предусмотрено прямое финансирование отрасли по этому важнейшему направлению.

Тем не менее, в государственной программе развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы, утвержденной постановлением правительства РФ от 14 июля 2012 года, с учетом изменений, внесенных постановлением правительства РФ от 19 декабря 2014 года, предусмотрены уже другие индикаторы развития хлебопекарной промышленности по группе диетических хлебобулочных изделий: к 2020 году предполагается доведение производства диетических хлебобулочных изделий и хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, до 300 тыс. тонн.

– Что нужно сделать в первую очередь для улучшения работы предприятий хлебопекарной промышленности?

– Российский союз пекарей выступает с консолидированной позицией по важнейшим вопросам, определяющим настоящее и будущее хлебопекарной отрасли. Мы убеждены, что в стране необходим государственный орган, отвечающий за эффективное функционирование хлебопекарной отрасли и формирующий государственную политику всей пищевой промышленности. Мы выходили с предложением о формировании подведомственного Минсельхозу России федерального агентства по пищевой промышленности, но поддержки не нашли.

Цена на хлеб и хлебобулочные изделия должна устанавливаться в строгом соответствии с его себестоимостью. Соответствие цены на хлебную продукцию и ее себестоимости является вопросом экономического выживания отрасли. Рост курса доллара и экспорта зерна пусть и не напрямую, но являются важнейшими слагаемыми роста себестоимости по статьям основного и дополнительного сырья. Эти и другие позиции, в частности рост тарифов государственных монополий, влияют на себестоимость, а значит, от них должна зависеть реальная отпускная цена хлебобулочных изделий.

Преодолеть неблагоприятную экономическую ситуацию, по нашему мнению, можно, прежде всего, через партнерство государства и бизнеса. В рамках федерального бюджета создан специальный антикризисный фонд, его объем составит почти 234 млрд руб. Надеемся, что средства из фонда будут направляться не только на поддержку малого и среднего бизнеса, но также и на развитие крупных предприятий с численностью работников более 250 человек.

Конечно, позитивные процессы в отрасли происходят. Отрасль укрупнилась, структурировалась. Конкурентоспособные преимущества получают компании, направляющие свое внимание на инновационное развитие. А это, в первую очередь, техническое перевооружение производства и логистики, использование качественного сырья, энергосберегающих и трудосберегающих технологических процессов и высокий профессионализм специалистов. Добиваться конкурентного преимущества может хлебопекарное предприятие, оснащенное современным оборудованием, освоившее современные технологии и системы управления качеством и безопасностью продукции, эффективно управляющее издержками, выстроившее выверенную систему маркетинга, производства, продаж и логистики. Хочется верить, что в ближайшей перспективе начнется процесс стабилизации и эффективного развития хлебопекарной отрасли.

Беседу вела Вера ЗЕЛИНСКАЯ

Источник: журнал "Аграрное обозрение", №2, 2016 год