СовЭкон: реальные ресурсы зерна отличаются от тех, что считает Минсельхоз РФ

СовЭкон: реальные ресурсы зерна отличаются от тех, что считает Минсельхоз РФ

21 сентября глава Минсельхоза Елена Скрынник сказала, что ресурсы зерна у нас в стране после сбора нового урожая составят 90 млн т. То есть будет собрано 64 млн т и плюс запасы, которые Минсельхоз оценил в 26 млн т. Этот расчет представляется ошибочным, заявляет Андрей Сизов, исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон».
Сразу надо отметить, что суммируются несопоставимые величины. Данные, которые приводит Минсельхоз по новому урожаю, – это то, что убрано без какой-либо обработки (это называется первоначально-оприходованный или бункерный вес). Грубо говоря, это то зерно, которое только привезли с поля. В расчетах баланса производства и потребления СовЭкон эти цифры никогда не учитывались, поскольку они нерепрезентативны. Вес зерна считается уже после доработки, когда зерно привезут на элеватор, обработают и подсушат. Понятно, что в итоге вес зерна сокращается, в зависимости от года – от нескольких процентов до 8–9%. Суммировать запасы зерна прошлых урожаев в весе после доработки вместе с зерном нового урожая в бункерном весе при подсчетах баланса некорректно.   

Не обошлось без неточностей и при подсчетах запасов. Цифра Минсельхоза в 26 млн т, по расчетам СовЭкон, завышена, и в ней сразу несколько ошибок.

Во-первых, возник элемент двойного счета. На 1 июля, по официальным данным Росстата, наличие зерна в стране составляло немногим больше 21 млн т. Однако называть эту цифру запасами старого урожая неверно, так как к тому времени уже убирался новый урожай, частично учтенный в цифре Росстата. Поэтому эксперты СовЭкон оценивают запасы старого урожая на уровне 20,2 млн т.

Во-вторых, в Минсельхозе к запасам по крупным и средним предприятиям – а они уже считались по двойному счету – решили прибавить запасы малых предприятий, которые Росстатом обычно не учитываются. Не учитываются они потому, что это десятки тысяч мелких хозяйств (личные приусадебные хозяйства, мелкие фермы и т д.). Неизвестно, сколько реально там может быть зерна, и кроме того, для этих запасов характерна крайне низкая товарность, на рынок они почти не попадают. Поэтому не очень понятно, зачем брать эти запасы, которые ранее никогда не учитывались, и прибавлять их к балансу? На взгляд А.Сизова, - это не очень верно.

«СовЭкон» оценивает новый урожай в 59,5 млн т. Как и положено считать, уже после доработки. Входящие запасы – 20,2 млн т. Итого получается общее предложение зерна в текущем сезоне – около 80 млн т. Внутреннее потребление оценивается в районе 75 млн т. Экспорт до введения эмбарго составил 3,7–3,8 млн т, если прибавить его к потреблению, получится 78,8 млн т.

То есть баланс сходится, но с очень большим скрипом. Естественно, оставаться с  запасами всего в 1 млн т никто не будет; пойдет импорт, который, по оценкам СовЭкон, в текущем сезоне может составить около 6 млн т. Цифра может меняться, она будет зависеть не только от состояния баланса, но и от того, какие планы у государства относительно интервенционного фонда (в тех 20 млн т запасов, которые мы считали, примерно 9,5 млн т – это интервенционные запасы государства). Если чиновники будут откладывать реализацию зерна из интервенционного фонда, то импорт может оказаться выше. Пока первые лица государства говорили, что интервенция начнется не раньше первого квартала 2011 года: государство настроено придерживать зерно.

Минсельхоз еще предположил, что на 300–500 руб./т снизится цена на зерно для покупателей в связи со снижением тарифов на перевозку. С 20 сентября ФСТ серьезно понижает тарифы для перевозок зерна из тех регионов, которые почти не пострадали от засухи (ЮФО, СКФО и СФО) в регионы-потребители. Для Юга России вводится новый понижающий коэффициент – 0,5 (на 50% при перевозке зерна свыше чем на 300 км), а для Сибирского округа это будет 0,3 при перевозке зерна свыше 1100 км. Мера эта выглядит весьма неплохо: в России традиционно высоки инфраструктурные издержки, в первую очередь связанные с железнодорожным транспортом. В России вообще до последнего времени зерно даже на тысячекилометровые расстояния было дешевле возить автотранспортом, нежели железной дорогой, что довольно странно.  

Аналитики СовЭкон проанализировали, что, в итоге, произойдет с ценами. Усилится конкуренция между южным и сибирским зерном во многих регионах-потребителях, в том же ЦФО и СЗФО. В них сокращение тарифов может привести к некоторому снижению цен, но не стоит ждать его в тех же размерах: мол, если у нас тариф снизился на 500 руб. то и цены на зерно упадут так же. Скорее, можно будет увидеть снижение цен в пределах нескольких сотен рублей. Но и оно не в столь далекой перспективе будет компенсировано ростом цен в регионах-поставщиках, который сейчас уже происходит. Ведь фундаментальный драйвер для роста цен – это величина запасов на конец сезона и напряженное состояние баланса спроса и предложения. То есть то, с чего и начали.

Последние новости